«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А.С. Пушкин
1. Рассмотрим понятие «революция» в философии (Э. Фромм, П. Сорокин).
Прочитаем у Питирима Сорокина определение революции:
«Революция представляет собой машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения. Сначала одна сторона уничтожает лучшие элементы своих противников, потом другая: в итоге – страна лишается самых выдающихся лиц того и другого лагеря.
Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же… достигаются совершенно иные результаты.
Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой.
Карает же она за паразитизм, распущенность, неспособность и уклонение от выполнения социальных обязанностей (хотя в любом случае происходит деградация их высокого социального положения) не столько аристократические классы, сколько миллионы беднейших и трудящихся классов, которые в своем пароксизме надеются раз и навсегда революционным путем покончить со своей нищетой.
Если таковы объективные результаты революций, то от лица людей, их прав, благополучия, свободы и во имя экономического и духовного прогресса трудящихся я не только имею право, но и обязан воздержаться от революционного идолопоклонничества. <…> [3].
Прочитаем у Эриха Фромма о революции:
«Революционный характер». Доклад на 7-ом Межамериканском Психологическом Конгрессе (Мехико, декабрь 1961 г. Перевод с английского А.И. Фета)
«Революционер – это человек, освободивший себя от уз крови и почвы, от матери и отца, от всех специальных видов лояльности – государству, классу, расе, партии, религии. Революционный характер – это гуманист в том смысле, что он ощущает в себе все человечество, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит и уважает жизнь. Он скептик – и верующий .
Он скептик, потому что подозревает в каждой идеологии прикрытие неприемлемой реальности. Он верующий, потому что верит в потенциально существующее, хотя оно еще не родилось. Он может сказать «Нет» и не повиноваться – по той же причине, по какой может сказать «Да» и повиноваться тем принципам, которые подлинно его собственные принципы. Он не дремлет, он вполне пробудился перед личными и общественными реальностями вокруг него. Он независим; тем, что он есть, он обязан самому себе; он свободен и никому не служит.
Революционный характер, в том смысле, как я употребляю этот термин, не обязательно означает тип характера, встречающийся только в политике. Он существует в политике, но также и в религии, и в искусстве, и в философии. Будда, пророки, Иисус, Джордано Бруно, Майстер Экхарт, Галилей, Маркс и Энгельс, Эйнштейн, Швейцер, Рассел – все это революционные характеры. Вы найдете революционный характер и в людях, занимающихся другими видами деятельности; вы найдете его в каждом человеке, который следует правилу: Пусть твое «да» будет «да», и пусть твое «нет» будет «нет». Это – каждый, кто способен видеть реальность, как мальчик из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Новое платье короля». Мальчик увидел, что король гол, и сказал, чтo он увидел ».
2. Причины революций
Каковы были причины революции в России в 1917 году?
Сравним причины Февральской революции в России (концепция В. Сироткина) и причины Великой французской буржуазной революции по П. Флоренскому и Н. Нарочницкой.
«Великий русский химик и патриот Д. И. Менделеев в 1907 г. вместе со своими учениками разработал технологическую химическую «формулу Менделеева» по производству бездымного пороха на отечественных пороховых заводах. Тогда же, в рамках реформы армии и «казенной» военной промышленности, был намечен план реконструкции существующих и строительство новых заводов для производства пириксилинового пороха по «формуле Менделеева», превосходившей даже рецепты «отцов» бездымного пороха— французов. В частности, началась подготовка технической документации для строительства такого порохового завода в Тамбове.
Но тут вмешались «олигархи» - «нефтяные короли» братья Нобели, финансово-промышленная группа Русско-Азиатского банка (председатель правления — А. И. Путилов, члены правления заводчики братья Беккеры и др.), владелец Ковровского порохового завода Поссель и Царицынского — Виккерс и др.
Через своего лоббиста в III царской Думе фабриканта А. И. Гучкова, председателя думского военного комитета, затем военного министра в первом составе Временного правительства, «олигархи» начали мощную кампанию в прессе и Думе против якобы «убыточности» казенных оружейных заводов, их «отсталой» технологии и т. п.
В 1912 г. с помощью А.И. Гучкова провели через Думу закон о перераспределении бюджетных ассигнований на оборону 2/3 досталось «частникам», и только 1/3 - «казенным» заводам.
Получив бюджетные деньги, через свои уполномоченные банки и финансово-промышленные группы - Русско-Азиатский банк, Международный банк, Донецкое общество железоделательного и сталелитейного производств границей, главным образом, на Парижской бирже ценных бумаг наряду с официальными «царскими» государственными облигациями.
Между тем именно Путилов и другие «олигархи» первыми спровоцировали предпосылки к революции, ибо к 1914 г. оставили русскую армию без вооружений. Ведь те бюджетные деньги, что с 1912 г. пошли в их карманы, не достались казённым оружейным заводам в Туле, Сёстрорецке, Ижевске, Коврове и т.д. В результате даже Тамбовский завод бездымного пороха к началу войны не был построен и лишь в конце 1916 г.
Потом спохватились, с 1915 г. стали перераспределять бюджетные деньги с частных вновь на казенные заводы:
1916 г. царицынский пушечный завод (Виккерс);
Ковровый винтовочно-пороховой завод (Поссель);
Выксунские оружейные заводы (Копикуз);
Медеплавильные заводы торгового дома Вогау;
9 оружейных заводов Путилова;
Путилов стал участником заговора Гучкова и его гвардейских офицеров осенью 1916 г. – заговорщики намеревались захватить царский поезд, принудить Николая II к отречению, а при отказе – убить.
Вслед за «гранатным комитетом» после 22 октября, 1916 г. правительство разогнало и все остальные «частные» объединения российских «олигархов» - «Продуголь», «Медь», «Продпаровоз», «Продвагон» и т.д.
За два года до захвата большевиками царские власти национализировали всю тяжелую промышленность России, и большевикам осталась лишь самая малость - заменить комиссаров Временного правительства на большевиков.
Так «олигархи» собственными руками (точнее - собственной жадностью) обеспечили «красногвардейскую атаку на капитал», и вырыли для русского капитализма могилу.
В конце концов, не получив ни снарядов, ни пороха, отыгрались на военном министре генерале В. Сухомлинове и начальнике военной разведки генштаба полковнике Мясоедове. Сухомлинова в марте 1916 г. арестовали как «германского шпиона», а Мясоедова расстреляли» [3].
«В 1307 году был арестован орден тамплиеров. Вместе с религиозным переворотом подготовлялась величайшая социальная революция, имевшая цель перестроить облик всей Европы».
«Следует иметь в виду, что финансовое могущество ордена тамплиеров, опутавшего долгами многие династии Европы, к этому времени стало обгонять состояние католической церкви и европейских монархов, ибо тамплиеры, учредившие католический христианский орден, открыто легализовали ростовщичество и создали первую мировую финансовую систему, существование которой было приостановлено на семь столетий».
П. Флоренский :
«Но орден был разгромлен 13 октября 1307 объединенными усилиями Папы Римского Клемента V и короля Франции Филиппа Красивого были арестованы рыцари ордена Тамплиеров и из тюрьмы заключенный Якоб де Моле вел широкую организационную деятельность. Великий магистр его Якоб де Моле был сожжен 18 марта 1314 года. Плодом его деятельности из тюрьмы были четыре великих масонских ложи:
в Неаполе – восточная,
в Эдинбурге – западная,
в Стокгольме – северная,
в Париже – южная.
Тайное общество принесло клятву вечной ненависти французскому королевскому дому и католической церкви, а также началам монархии и церковности. Эту свою ненависть вместе с девизом Liberte, Egalite, Fraternite - Свобода, Равенство и Братство - оно пронесло через века и передало великой революции».
Н. Нарочницкая:
«П. Флоренский основывается на ряде документов эпохи, прослеживающих связь ордена тамплиеров и «вольных каменщиков» с французской и последующими революциями. Его слова подтверждает документ 1795 года, указывающий на Мирабо и Робеспьера как на руководителей высшего звена – капителей и носителей клятвы Якоба де Моле.
Бастилия была разрушена, поскольку она возведена на месте темницы Великого магистра, а зверства в Авиньоне были запланированы, поскольку это было местом папы Иннокентия» [5].
П. Флоренский:
«Якобинизм имел уже имя раньше того, чем главы заговора выбрали старую церковь монахов-якобитов местом для своих собраний. Их имя происходит от имени Якова - имени рокового для всех революций. Старые опустошители Франции, сделавшие Жакерию, назывались "Жаками". Философ, роковые слова которого предуготовили новые жакерии, назывался "Жан-Жаком", и тайные двигатели революции клялись низвергнуть трон и алтарь на гробнице Якова Моле. Во время сентябрьских убийств, какой-то таинственный старик громадного роста, с длинной бородой, появлялся везде, где убивали священников. "Вот вам за Альбигойцев! - восклицал он; - вот вам за Тамплиеров! Вот вам за Варфоломеевскую ночь! За великих осужденных!"
Он рубил направо и налево и весь был покрыт кровью с головы до ног. Борода его слипалась от крови, и он громко клялся, что он вымоет ее кровью. После казни Людовика XVI этот самый вечный жид крови и мести поднялся на эшафот, погрузил обе руки в королевскую кровь и окропил народ, восклицая: "Народ французский! Я крещу тебя во имя Якоба де Моле и Свободы!"» [6].
Всегда хотелось найти сходство Великой французской буржуазной революции и революции в России в 1917 году и объясните причины совпадений в революциях:
Русские философы раскрывают истоки русского коммунизма, этой теме посвящены работы великих русских философов Н. Бердяева и Г. Федотова.
«Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма, -
- первым явлением было московское царство ,
- вторым явлением петровская империя .
- Большевизм - за сильное, централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу, и вторая воля оказалась сильнее. Большевизм вошел в русскую жизнь, как в высшей степени милитаризованная сила. Но старое русское государство всегда было милитаризованным.
Проблема власти была основной у Ленина и у всех следовавших за ними. Это отличало большевиков от всех других революционеров. И они создали полицейское государство, по способам управления очень похожее на старое русское государство .
Но организовать власть, подчинить себе рабоче-крестьянские массы нельзя одной силой оружия, чистым насилием. Нужна целостная доктрина , целостное миросозерцание, нужны скрепляющие символы. В Московском царстве и в империи народ держался единством религиозных верований. Новая единая вера для народных масс должна быть выражена в элементарных символах. По-русски трансформированный марксизм оказался для этого вполне пригодными» [1].
«В итоге не будет преувеличением сказать, что вся созданная за двести лет Империи свободолюбивая формация русской интеллигенции исчезла без остатка. И вот тогда-то под нею проступила московская тоталитарная целина . Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из Московского царства, слегка приобретя марксистский лоск.
Посмотрите на поколение Октября.
- Их деды жили в крепостном праве,
- их отцы пороли самих себя в волостных судах.
- Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей.
Вглядимся в черты советского человека — конечно, того, который строит жизнь, а не смят под ногами, на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей.
Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего — необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие — отдать свою жизнь за коллектив: партию или родину, смотря по временам.
Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века ? Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания; сподвижник Петра , но без фанатического западничества, без национального самоотречения.
Он ближе к москвичу своим гордым национальным сознанием, его страна единственно православная, единственно социалистическая — первая в мире: третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, то есть западный мир; не знает его, не любит и боится его. И, как встарь, душа его открыта Востоку. Многочисленные «орды», впервые приобщающиеся к цивилизации, вливаются в ряды русского культурного слоя, вторично ориентализируя его.
Советскому человеку свойственны были и дружба, и любовь к женщине, и любовь к родине. Но в тоталитарном строе государство воспитывает людей, их чувства, их мысли, самые интимные. И мы радуемся, узнавая в советском герое черты любимого русского лица» [2].
Революция или переворот? Или это одно и тоже слово, только на французском и русском языках?
- Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: «Наука», 1990. С. 99.
- Федотов Г. Россия и свобода. // «Новый журнал», Нью-Йорк, 1945, № 10, с.189-213. Воспроизводится по книге: Г.П. Федотов, «Судьба и грехи России», том 2, Санкт-Петербург, Издательство «София», 1992, с.276-303
- П. Сорокин. С. 792-793.
- Сироткин, В. С. 152-156.
- Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2014. С. 31)
- Флоренский, П.А. Имена (ономатология. Часть I. [Электронный ресурс] / П.А. Флоренский. Режим доступа: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/211/173/index.htm
Статья имеет задачей привлечь внимание к тем работам и исследованиям историков, философов с мировыми именами, которые есть в культуре по данному вопросу. Ответ сформулирует каждый для себя сам.
Читайте статью, подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com