Найти тему
С Богом по жизни

Кто есть Бог? — Природа Бога

Оглавление

То, как человек понимает Бога, определяет его взгляды на мир и его действия по отношению к другим людям. Те, кто не верит в Бога, мало будут ценить человеческую жизнь или такие понятия, как человеколюбие, милосердие и доброта. Но даже верующие могут не знать, кто такой Бог и каков Он. Это было проверено историей. Не так давно язычники обожествляли небо, солнце, луну, океан, гром и другие явления природы. Другие воспринимали Бога в виде медведя, лося, крокодила или какого-либо иного дикого зверя. Даже в наше время некоторые из тех, кто верит в Бога, неверно представляют себе Его великую любовь и страшную суровость. Некоторые хотят видеть только Его любовь и закрывают глаза на подчеркнуто ясное учение о Его справедливости и суровости по отношению к греху и злу. Очень важно, чтобы мы познали природу Бога такой, какой она описана в богодухновенной Библии .

Слово "природа" означает основные характеристики, естественные качества, нрав (характер). Следовательно, когда мы говорим о природе Бога, мы говорим о тех качествах, которые составляют сущность Бога. В нашем анализе природы Бога, мы рассмотрим те Божьи качества, о которых мы узнаем из Библии.

В Библии содержится множество ссылок на Бога. С самого начала книги Бытия и по заключительную молитву в главе 22 Откровения внимательный читатель найдет тысячи замечаний относительно природы Бога. Обратимся к Псалму 103 и прочтем, как описывает Бога вдохновенный автор. В Пс. 103 величие и могущество Бога проявляются в том, как Он предоставляет все необходимое всякой твари, в том, как Он создал землю, и в той славе, которая исходит от Его деяний. Псалмопевец пишет:

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; Земля полна произведений Твоих. Да будет Господу слава во веки; Да веселится Господь о делах Своих!(ст. 24, 31).

Аналогичные замечания о Боге имеются во многих местах Библии; они показывают нам, что Бог велик, добр и справедлив.

Можно рассмотреть один отрывок, который достаточно короток, но при этом вполне отражает данный вопрос. Это Деян. 17:16-34. Здесь мы читаем о том, как апостол Павел приехал в Афины (языческую столицу и центр языческой науки и образования), чтобы там установить церковь Христа . Идя заполненными людьми улицами, он наблюдал интенсивную религиозную жизнь города. Сообщается, что настолько распространены там были всевозможные культы, что легче было найти идола в городе, чем человека! По всему городу стояли мраморные и деревянные статуи языческих богов. Красота изящного искусства, которым сегодня мы так восхищаемся, вызвала у Павла лишь презрение. Для него статуи эти представляли грубую цивилизацию в состоянии упадка, которой необходимо было познать великого Бога на небесах! Павел провел некоторое время в городе, пытаясь вызвать у этих язычников интерес к познанию истинного и живого Бога. Его труды увенчались успехом, и ему была дана возможность выступить перед ведущими философами и учителями этого великого города.

В этой замечательной проповеди, произнесенной Павлом в ареопаге, он убеждал своих слушателей в существовании могущественного Бога на небесах. Он утверждал, что они поклонялись Богу, но поклонялись Ему, не ведая Его (Деян. 17:23). Он хотел просветить их с тем, чтобы они больше не были невежественными по отношению к Богу. Каковы же были качества Бога, которые Павел подчеркивал, обращаясь к людям?

ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ

Павел проповедовал, что Бог является верховным Правителем Вселенной:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:24, 26).

Павел знал, что Бог является Господом небес и земли. У Бога есть право управлять человеком, потому что Он Правитель Вселенной! Человек может протестовать, говоря, что он не подчиняется Богу, и он может остаться непокорным Ему; но как бы громко человек ни возражал, Бог - все равно его Правитель! Человек может Его отвергнуть, но независимо от этого Божьи намерения будут осуществлены. Павел так выразил это верховное правление Бога: "Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога»" (Рим. 14:11). И в наше время некоторые могут утверждать, что они отвергают Бога и отказываются жить, подчиняясь Его воле, но те, кто честно изучает Библию, скажут:

«Господь царствует: да трепещут народы!»(Пс. 98:1).
«Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его»(Пс. 104:7).
«Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш: Он спасет нас»(Ис. 33:22).

Павел понимал, что до тех пор, пока люди не признают, что Божья воля - их главное правление, они никогда не найдут истинной радости и счастья. И он пытался научить их этой великой истине, надеясь, что они захотят подчиниться воле Всемогущего и служить только Ему.

ВСЕМОГУЩИЙ

Павел проповедовал, что Бог всемогущ. Эти видно из Деян. 17:24, 28:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он,будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"».

Павел знал, что Бог на небесах могуществен настолько, что не поддается описанию. Он всемогущ. Эта мощь видна в Его созидательных способностях, потому что кто, как не Бог, смог создать землю и все, что на ней? Его сила видна в том факте, что Бог поддерживает всякую жизнь: "мы Им живем и движемся и существуем" . Языческие боги были безжизненными и бессильными, а Павел проповедовал Бога, который "действующему в нас силой может сделать несравненно больше всего, что мы просим, или о чем помышляем " (Еф. 3:20). Эту безграничную силу упомянул Христос, когда молился: "Авва Отче! все возможно Тебе" (Ин. 14:36). Павел хотел, чтобы его слушатели знали о величии силы Божией. Павел хотел, чтобы они знали, что, когда они подчиняются Богу, эта сила становится доступна и им!

НЕЗАВИСИМЫЙ

Павел проповедовал, что Бог независим ("не требует служения рук человеческих" : Деян. 17:25). Слово "поклоняться" становится более понятным, если его понимать, как "служить". Буквально оно означает "заботиться, ухаживать, обеспечивать все нужды и потребности". Те, которые слушали Павла, привыкли заботиться о своих богах. Ветхозаветный пророк Иеремия наблюдал, как те, кто поклонялся идолам, удовлетворяли все потребности своих богов. Когда Иеремия увидел, как они служили, тратя свое время и усилия на языческих богов, он сказал: "Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их... А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля; и народы не могут выдержать негодования Его" (Иер. 10:5, 10). Прочтите 10:1-13, чтобы познакомиться со всей мыслью Иеремии. Павел говорил, что Бог, которому он служит, не зависит от услужения людей. Он независим! Бог желает нашей службы, но Он хочет, чтобы мы служили Ему из любви и с пониманием. От нас сегодня Бог ищет службы как выражения доверия, благодарности и почтения (Ин. 14:15). Само понятие о зависимости Бога от человека отрицается в Библии. Бог провозглашает: "Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее" (Пс. 49:12). Да не будет никогда такого, чтобы мы поверили, будто Бог нам что-то должен за то, что мы сделали для Него. Эта мысль смешна в Божьем понимании. (См. Лк. 17:10).

ТРИ, И ВСЕ ЖЕ ОДИН

Павел проповедовал множественность, и в то же время, единство Бога. В Деян. 17:29 Павел упомянул "Божество". Это слово приводит нас к тому, что обычно называется "Троицей". Хотя слово "Троица" ни разу не встречается в Библии, вдохновенные Писания определенно учат этому понятию. Библия учит, что Божество состоит из трех членов - Бога Отца, Христа Сына и Святого Духа. В Ветхом Завете на триединство Божества указывают местоимения единственного и множественного числа в одном и том же стихе. (См. Ис. 6:8, где Бог использует в отношении Себя местоимение "Мне", а затем - "Нас"). Для Божества нет четкого объяснения в Ветхом Завете, потому что это объяснение являлось частью великого плана искупления, который предстояло открыть в Новом Завете (1 Пет. 1:10-12). В Новом Завете мы находим многочисленные ссылки на понятие Божества (см. Кол. 2:9). Во многих местах Нового Завета три ипостаси Божества перечислены вместе (Мф. 28:19; Лк. 1:35; Рим. 1:3, 4; 15:30; 1 Кор. 12:4-6 и т.д.).

Учение о Божестве является, пожалуй, самым сложным в Библии, часто приводящим в замешательство. Человек не в состоянии понять его в полной мере из-за своей ограниченной способности воспринимать духовное. Однако, Бог дал нам некоторые объяснения, которые помогут нам лучше понять это великое учение.

Во-первых , Библия указывает, что все три ипостаси в равной степени обладают основными чертами Бога. И Сын, и Дух Святой - оба вечны (Ис. 9:6; Евр. 9:14), вездесущи (Мф. 28:20; Пс. 138:7), всеведущи (Ин. 16:30; 21:17; Ис. 40:13, 14) и всемогущи (Фил. 3:21; Рим. 15:19). Библия также учит тому, что каждый член называется "Богом" - Отец (Ин. 8:54), Сын (Ин. 1:1) и Дух (Деян. 5:3, 4).

Во-вторых , хотя все трое раздельны, Библия иногда представляет их, как одно. О Слове (Сыне) и Отце говорится, как об идентичных понятиях (Ин. 1:14; 17:21). Отец и Дух также идентичны (Деян. 5:3, 4). О Духе и Сыне сказано, что они идентичны (Рим. 8:9). Некоторые путаются в этих, таких близких, понятиях и хотели бы, чтобы в Библии шла речь только об одной ипостаси Божества, а не о трех. Эту путаницу можно разрешить, если уразуметь, что, хотя есть три члена Божества, они одно в мыслях и действиях.

В-третьих , Библия учит, что в Божестве есть подчиненность и, в то же время, полное равенство (Фил. 2:5-10). Некоторые считают, что Христос и Дух занимают более низкое положение по отношению к Отцу, но это не так! В Божестве мы находим совершенное равенство - все совершенно равны по природе! Однако, есть субординация ролей. Эта субординация состоит в том, что Отец посылает Сына, а Сын посылает Духа (Ин. 15:26; Гал. 4:4). И все же, они все равны!

В-четвертых , Библия учит, что в Божестве имеется "множественность единства". Этим легко объясняется, как три лица могут считаться "Одним". Рассмотрим понятие единства во множественности по Библии. В Быт. 2:24 говорится, что муж и жена - "одна плоть", и все же их двое. Библия во многих местах использует слово "один" таким образом, что невозможно отнести его к абсолютной единице. В Деян. 4:32 говорится: "У множества уверовавших было одно сердце и одна душа..." В 1 Кор. 3:8 мы читаем: "Насаждающий и поливающий суть одно..." Если это верно, тогда почему так трудно принять множественное единство Бога? Единство Бога означает составное единство. Спорить, что Божество не существует, - все равно что закрывать глаза на простое учение Библии. Павел хотел, чтобы его слушатели знали эту истину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стоя перед ведущими учителями и философами своего времени, Павел старался как можно проще рассказать, кто есть Бог. Его проповедь в ареопаге представляет собой прекрасный анализ природы Всемогущего Бога на небесах. Изучая эту проповедь, мы обратили внимание на некоторые характеристики Бога, которым учил Павел. Во-первых, Павел хотел растолковать людям, что, в отличие от их безжизненных, немощных языческих богов, Бог небес всемогущ. Нет ничего, что Он не может сделать, если это находится в соответствии с Его волей. Во-вторых, Павел проповедовал о независимости Бога. Неправильно человеку предполагать, что Бог ему что-то "должен", ибо это человек всем обязан Богу. В-третьих, Павел учил о существовании Божества, то есть, о трех членах Божества, существующих отдельно и все же составляющих единство. Это учение трудно понять, но Библия объяснила его достаточно хорошо, чтобы мы могли поверить.

Исследовав природу Бога в этом уроке, честный читатель должен спросить себя: "Каковы мои взаимоотношения в этим великим Богом на небесах в настоящее время?" Бог желает, чтобы мужчины и женщины служили Ему, как это явствует из Деян. 17:25. Бог говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). Мы видим, что эти заповеди Божьи ясно высказаны в Библии, чтобы не было непонимания ни в ком. Бог наказывает каждому человеку покаяться (Лк. 13:3), исповедать Христа (Мф. 10:32) и принять водное крещение во искупление грехов (Деян. 22:16). Следуете ли вы воле Господа?

Заветы | С Богом по жизни | Дзен