Как мы любим поправлять наших малышей во время выполнения домашних заданий или глядя на то, как они увлеченно рисуют, лепят, конструируют: "Спрячь язык", "Не болтай ногой", "Зачем ты поднимаешь плечи". Имя таким движениям — синкинезии, то есть непроизвольные движения, которые сопутствуют произвольным. В большинстве случаев их можно и нужно победить. Движением.
Проявление подобной симптоматики говорит о том, что мозг ребенка работает несовершенно. Располагающиеся рядом центры берут на себя функции соседних, и рождаются дополнительные мышечные сокращения. В младенчестве такие проявления — норма, но по мере роста ребенка таких явлений должно быть все меньше и меньше.
У современных детей синкинезии, к сожалению, часто не сглаживаются до среднего школьного возраста, чем значительно затрудняют гармоничное развитие мозговых функций. Причина — в общей моторной неловкости подрастающего поколения. Сегодня дети проводят намного меньше времени за естественными занятиями, развивающими координацию и моторику — шитье, уборка, приготовление пищи, вязание, подвижные игры со сверстниками и т.п.
Наиболее сильно проявляются эти проблемы при поступлении в школу. Ребенку сложно писать, читать: по сути он затрачивает двойные усилия на совершение какого-либо действия. Резко снижается способность воспринимать учебную информацию. Такие детки быстро устают, потому что их энергетический запас съедается ненужными лишними движениями.
Наличие синкинезии легко проверить а уровне пальцевой моторики: попросите ребенка положить ладошки на лист бумаги и обведите его пальчики. Далее попросите ребенка убрать руки с листа на стол и, указывая вразброс на пальцы на листе, попросите его поочередно поднимать соответствующие пальцы на руке. Следите и отмечайте, сколько раз в повтор включаются пальцы-соседи. Вы также можете заметить и другие симптомы: ребенок может зеркалить, поднимая неверные пальцы, а какие-то может и вовсе не чувствовать (как правило, безымянный и средний).
Для каждой руки дайте по 10 заданий и сравните количество возникающих ошибок с возрастными нормами: 6 лет — 9 синкинезий; 7 лет — 6 синкинезий, 8 лет — 5 синкинезий, 9 лет — 3 синкинезии. Заодно узнаете, какая рука у ребенка ведущая — она будет с наименьшим количеством «оплошностей».
Что же делать в случае явных синкинезий? Работу с ними начинают в самом раннем возрасте: подвижные игры со сложными движениями, манипуляции с предметами — мячи, веревки, ракетки, резинки. Очень полезны все мероприятия, расслабляющие мышечное напряжение: массажи, плавание, растяжки. Отмечают, что у детей, которые занимаются в музыкальной школе и часто играют на музыкальном инструменте, синкинезии практически отсутствуют.
В случае сильной симптоматики необходима нейрокоррекция у специалиста и специально подобранные задания и упражнения.
В «Чуланчике» идет классный курс универсальных занятий с детьми от 6 до 10 лет — «Мячиковая нейрокоррекция». С ребятами работает профессиональный нейропсихолог. Каждое упражнение направлено на то, чтобы через сложную моторику наладить межполушарные связи, стабилизировать координацию, отладить пространственные понятия и как раз преодолеть синкинезии.
Небольшое видео с урока в нашем центре можно посмотреть здесь. Занятия проходят по понедельникам или по воскресеньям в 16:00 по адресу Озерковская наб., д.50, стр.1