(2 Пет. 1:3-21)
Куда бы мы сегодня ни бросили свой взгляд, кажется, отовсюду на нас так и сыплются уверения в том, что нам необходимы более белые зубы и более шикарные машины, что мы заслуживаем более изысканной одежды и самых последних технических новинок на наших кухнях. Рекламодатели знают, что продадут свой товар лишь в том случае, если заставят потребителей почувствовать необходимость в нем.
Подобным же образом действуют и лжеучителя, прежде всего убеждая христиан в том, что им не хватает некоего духовного благословения. Когда Петр писал свое второе послание, многие учителя претендовали на обладание новыми откровениями.
СТАНЬТЕ ПРИЧАСТНИКАМИ БОЖЕСКОГО ЕСТЕСТВА (1:3-7)
Петр заверяет своих читателей, что они получили все, в чем нуждались, “чрез познание Призвавшего нас славою и благостию" (1:3). Благодаря проповедям Петра и других Божьих вестников христиане Малой Азии приобщились ко всем благословениям Христа.
Услышав своих первых учителей и повиновавшись их слову, христиане, к которым обращается Петр, родились заново для духовной жизни в единстве с Богом. Принятое ими Слово давало им все необходимое для противостояния греху и для той жизни, которой подобает жить искупленному и святому народу. Может, другие учителя открыли им еще один путь к Богу или показали новые образцы нравственности? Петр убеждает своих читателей в том, что Божье откровение было им возвещено полностью, без утайки, и теперь у них не было недостатка ни в чем.
Читатели Петра получили обетования и стали их причастниками: говоря словами Павла, "…обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса...” (Деян. 13:32, 33). Еще до прибытия последних учителей слушатели Петра обрели прощение грехов посредством крови Христовой. Они получили драгоценное обетование, что в великий день Господень они будут спасены. Ни одно из обещаний, даваемых лжеучителями, не сопоставимо с величием тех обетований, к которым уже были приобщены читатели Петра.
Христиане духовно едины с Богом. Павел говорил: “Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Божья благодать позволяет христианину стать как бы частицей природы Бога, он становится чистым и святым, потому что Христос простил его грехи. В силу этого он избегает погибели, царящей в мире из-за низких человеческих желаний. Могли ли те, кто появился на сцене в последнее время, предложить христианам что-либо сравнимое с их приобщением к Божескому естеству? Всякий раз, когда христианин слышит учителя, который заявляет, что обладает новым евангелием, новым откровением о втором пришествии Господа или каким-то неслыханным толкованием Писания, он должен проявить осмотрительность. Он может остановиться и спросить: "А разве евангелия, которое я услышал в самом начале, не достаточно? Разве его обещания не полные?” В следующих стихах Петр разъясняет, что христиане, прилагающие все старание к приобретению качеств, свойственных Божьему естеству, наследуют все Божьи обетования. Путь к этому описан в 1:5-7, наиболее известном и наиболее часто цитируемом отрывке послания.
Отправная точка пути христианина - вера, но, как писал Иаков, “...вера без дел мертва" (Иак. 2:26). Поэтому Петр говорит: “Покажите в вере вашей добродетель" (1:5). Христиане должны приложить к своей вере качества, ведущие к непоколебимой нравственности и внутренней чистоте. К моральному совершенству мы должны добавить “рассудительность" (1:5). Рассудительность (в Современном Переводе “знание") в данном контексте - это “премудрость Божия”, о которой Павел говорит в 1 Кор. 2:7. Это знание Божьей истины и использование этого знания во славу Божию. К рассудительности мы должны прибавить "обладание собой”, Славянское Евангельское Общество, что является лучшим переводом, чем “воздержание" в Синодальной Библии (1:6). Павел включил самообладание (“воздержание") в список плодов Духа (Гал. 5:23). В одной притче Соломона сказано: “Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим” (Прит. 25:28).
К самообладанию мы должны прибавить “терпение" (1:6). Это слово иногда понимают как пассивное принятие действительности. Греческий эквивалент этого слова содержит идею стойкости и выдержки невзирая ни на какие препятствия. К терпению мы должны прибавить “благочестие" (1:6). Благочестие - это образ наших действий, когда мы живем в согласии с Богом, когда все наши дела направлены на то, чтобы угодить Богу и прославить Его.
К благочестию мы должны прибавить “братолюбие” (1:7). То же самое греческое слово употреблено в 1 Пет. 1:22 и родственное ему - в 1 Пет. 3:8. В мире, окружавшем церковь, оно чаще всего означало любовь к брату по крови. В Новом Завете это любовь между братьями во Христе.
К братолюбию, говорит Петр, мы должны прибавить “любовь" (1:7). Как и Павел (1 Кор. 13:13), он оставляет наиглавнейшую добродетель напоследок. Это слово настолько возвышенно, что о нем не скажешь исчерпывающе в одном предложении.
ДЕЛАЙТЕ ТВЕРДЫМ ВАШЕ ЗВАНИЕ И ИЗБРАНИЕ (1:8-15)
Петр не уклоняется от цели своего послания, которая состоит в том, чтобы помочь своим читателям возрастать в знании, вооружившись которым, они смогут успешно противостоять лжеучителям. Он пишет: “Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа" (1:8). Когда христианин прилагает все старание, чтобы своей жизнью и делами явить добродетели, перечисленные в 1:5-7, то ему в этом непременно и естественным образом сопутствует познание Христа. Петр говорит о практическом, а не теоретическом знании. А это разные вещи. К примеру, человек может много читать о гимнастике, но познает он ее только после того, как большую часть своей жизни посвятит упражнениям в ней.
Такова и духовная сфера. Можно читать о терпении, но познать терпение и свою способность к нему можно только на собственном опыте. То же можно сказать и о воздержании: человек узнает, что это такое, только начав воздерживаться. Познать терпение, воздержание и другие христианские добродетели - значит познать Христа. Знание порождается практикой. Если эти добродетели в нас есть и умножаются, то, заверяет апостол, наше познание Господа будет успешным и плодотворным. А кто заявляет о своей приверженности Христу, но не познал этих практических проявлений христианского учения, тот слеп и забыл (т. е. не знает), что очищен от своих прежних грехов (1:9).
Бог призвал и избрал народ для того, чтобы он носил Его имя и был Его уделом. Это понятие уходит своими корнями в самую сердцевину учения Ветхого Завета. После того, как Моисей передал избранному Божьему народу закон, человек считался избранным от рождения. С тех пор как Христос установил новый завет, мы попадаем в число избранных на основании веры. Петр боялся, как бы из-за недостатка знаний его читатели не отпали от числа избранных (1:10). В Писании нет такого учения, которое утверждало бы, что "однажды спасенный никогда не сможет погибнуть". Если мы будем укрепляться в своем звании, говорит Петр, мы останемся верными и всегда будем иметь свободный вход в вечное царство Божье (1:10, 11). Петр дает понять, что он не проповедует ничего нового. Его единственная цель - напомнить им то, что они уже знали как истину (1:12). Нам больше нужно вспоминать о том, что мы уже знаем, чем познавать какие-либо новые учения. Колеблющиеся и незрелые всегда ищут чего-то большего, чего-то нового. Библия прочно утверждает нас в истине. И потому каждое учение необходимо тщательно сравнивать с библейским откровением.
В противоположность первому посланию, 2 Петра содержит косвенные указания на события в жизни апостола, о которых можно узнать и из Евангелий. Во 2 Пет. 1:14 он ссылается на то, что ему некогда сказал Иисус: “Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога" (Ин. 21:18, 19). Петр понимал, что близится время исполнения Господнего пророчества (1:14).
В 1:15 Петр говорит не о каком-то прошлом событии, а о своих планах на будущее: “Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" . Он хочет, чтобы и после его смерти читатели помнили то, что поведал ему Христос. Вполне вероятно, что в 1:15 Петр намекает на свое намерение оставить своим читателям письменное свидетельство о жизни Христа. У нас нет Евангелия от Петра, но есть свидетельство первоначальной церкви, что за Евангелием от Марка стоит личность Петра. Вполне возможно, что Евангелие от Марка как раз и есть практический результат обещанного старания Петра.
БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В СВОЕМ ЗНАНИИ СИЛЫ И ПРИШЕСТВИЯ ГОСПОДА (1:16-21)
В стихе 16 говорится: “Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия” . Петр подчеркивает авторитетность собственного учения в противовес отсутствию какого-либо авторитета у лжеучителей. Их учение было результатом “хитросплетенных басен”. В 1:1-21 Петр указывает на две важные причины, почему предпочтение следует отдавать учению апостолов, а не тем басням.
Во-первых, Петр является очевидцем. Во 2 Пет. 1:16, как и в 1 Пет. 5:1, апостол говорит, что его авторитет покоится на том, что он лично знал Христа. Если в своем первом письме Петр не приводит никаких конкретных доводов, то во втором послании он это делает (1:17, 18). Несомненно, он лично рассказывал своим читателям об этом случае. Петр, Иаков и Иоанн были с Господом на горе Преображения, когда явились Моисей и Илия и стали говорить с Ним. Далее произошло нечто еще более замечательное. Откуда-то из вышины раздался голос Наивысшей Славы и свидетельствовал об Иисусе: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" . Это событие описано в Мф. 17:1-5, Mк. 9:2-7 и Лк. 9:28-35. Во всех трех отрывках приводятся еще два слова, сказанные Богом: “Его слушайте" .
Во-вторых, Петр говорит о свидетельстве пророков. Лжеучителя и не были очевидцами, и не имели опоры в Божьих пророках. Петр советует своим читателям обратить внимание на слова пророков. Перевод 2 Пет. 1:20 несколько озадачивает. Вот что мы читаем: “Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" . Как это понимать? Обратимся к Славянскому Евангельскому Обществу: “...Ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения” . И, наконец, к Современному переводу библейских текстов: “...Ни одно пророчество в Писании не исходит из измышлений пророков" . Теперь все становится на свои места. Петр говорит, что пророчество произносилось не по воле человека и не являлось его собственным измышлением. Сам Бог вдохновлял пророков. Вот почему их слова так весомы и авторитетны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В главе 1 Петр говорит преимущественно о познании. Апостола беспокоят уже не страдания его читателей, а лжеучителя, которые пришли в общины и угрожают отнять у христиан ту жизнь, которую они лишь недавно обрели. Петр напоминает им, что им дарованы великие и драгоценные обетования. Он призывает их расти в познании, проявляя христианские добродетели, которые не позволят им остаться без успеха и плода в познании Христа.
Для тех христиан было важно понять, что авторитет Петра основывается на его апостольстве. Существует безоговорочное различие между его свидетельством как очевидца и тем фактом, что лжеучителя лишь недавно появились на сцене. Затем, для подтверждения достоверности своего учения, Петр обращается к пророкам.
Из слов Петра мы тоже можем извлечь поучительный урок. Лжеучителя не были присущи лишь первому веку. Каждое поколение должно изучать Писание и исследовать любое учение. Сегодня церковь нуждается в неустанном напоминании о том, что в Своем Слове Господь дал нам “все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию" (1:3).