Найти тему

Тайны и казусы искусства: 5 картин, которые были украдены и возвращены

Оглавление

К сожалению, предметы искусства похищают не только в детективных романах. Сегодняшняя подборка-пятерка – о живописных работах, которые были когда-то украдены, но благодаря мастерству спецслужб – а порой и счастливому случаю – благополучно возвратились в #музеи.

Марк Захарович Шагал «Над Витебском»

Витебск – для Марка Захаровича город особенный. Здесь художник родился и помнил его всю жизнь, несмотря на то, что довелось много переезжать. Это заметно на картинах: белорусскому городу посвящено несколько полотен Шагала.

Одно из них – «Над Витебском» – изображает заснеженную улицу с золотой церковью, из-за угла которой вылетает странник с бородой, посохом и котомкой.

Видел ли Шагал себя в этом страннике? Может быть. Но герой сегодняшнего рассказа – акварельный этюд к картине. Его-то как раз и похитили в 2001 году, когда работа демонстрировалась на выставке «Марк Шагал. Ранние работы из русских коллекций» в Нью-Йорке. Специально для экспозиции этюд привезли из Санкт-Петербурга в Штаты.

Поиски наброска – кстати, его оценочная стоимость составляет миллион долларов! – были в самом разгаре, когда в #музей пришло письмо от воров. Они назвались «Международным комитетом за мир и искусство» и сообщили, что вернут работу, если власти остановят вооруженный конфликт между Израилем и Палестиной.

Выполнить это трудное, хоть и по-своему достойное требование работники музея, естественно, не смогли.

Итоговая работа и этюд "Над Витебском"
Итоговая работа и этюд "Над Витебском"

Спустя год в канзасском отделении почты сотрудник обратил внимание на посылку с несуществующим адресом. Правило предписывало вскрывать такие отправления, что и было сделано – и, о чудо, в посылке обнаружился пропавший набросок! Почтальон связался с музеем, название которого прочел на штампах.

Так этюд был возвращен на законное место, а внучка Марка Шагала подтвердила его подлинность. А следов «воров-миротворцев» так и не нашли.

Василий Дмитриевич Поленов «Голова иерусалимского еврея»

Это один из многочисленных набросков к масштабному полотну «Христос и грешница», создание которой потребовало от художника 15-летней работы. Огромная – 3 на 6 метров – #картина сегодня находится в Государственном Русском музее.

Лицу Спасителя художник уделил особое внимание, изображая его множество раз на этюдах – одной из таких работ и стала «Голова иерусалимского еврея», написанная (по свидетельству искусствоведов) с Исаака Левитана.

Тарусская картинная галерея была ограблена в 2015 году. Преступники не скрывались: пригрозив оружием сотрудникам, они забрали три экспоната, в числе которых оказалось и полотно Поленова.

Не правда ли, человек с портрета похож на Левитана?
Не правда ли, человек с портрета похож на Левитана?

Расследование велось около месяца, и в середине августа в Калуге полиция задержала злоумышленников. Одну картину те уже успели сдать в ломбард, но две работы, в том числе и #портрет, нашлись в квартире. Оказалось, что преступники долго планировали кражу – посещали галерею, изучали расположение экспонатов, планировку и часы работы. Грабителям был вынесен приговор, а все три полотна и по сей день можно увидеть в Тарусе.

Исаак Ильич Левитан «Розы»

Еще раз вспомним Исаака Ильича – точнее, картину его кисти. Вместе с другими работами «Розы» выставлялись в доме-музее художника в Ивановской области. Здесь, в городке Плес, Левитан создал около двухсот полотен, набросков и рисунков.

Летом 2014 года двое преступников проникли в дом и выкрали несколько работ, в том числе и #натюрморт – жанр, кстати, для Левитана нехарактерный.

Стоимость похищенных картин оценили в 77 миллионов рублей и сразу начали поиски. Но лишь к декабрю 2016 удалось задержать подозреваемых, и при обыске обнаружить один из холстов. Остальные четыре воры успели переправить в Нижегородскую область – там их и нашли.

А вот и дом-музей в Плесе
А вот и дом-музей в Плесе

В марте следующего года найденные ценности торжественно возвратили в музей – на церемонии присутствовал губернатор Ивановской области. В доме усилили меры безопасности, чтобы такие ЧП больше не повторялись: ведь раньше на окнах музея даже не было решеток.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Якоба де Гейна III»

Часто ли вам доводилось называть нидерландского живописца полным именем? Теперь вы его знаете. Оказывается, кисти Рембрандта принадлежит портрет, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса… как самая похищаемая картина.

  • Первый раз портрет украли в 1966 году, но вскоре пропажа нашлась на кладбище в английском городе Стрэтхэм – она лежала на скамье.
  • Немного позже воры снова похитили работу и оставили ее на багажнике велосипеда, припаркованного в Лондоне. Кто и почему оставил там музейную ценность – неясно.
  • В 1981 году случился третий эпизод, и на этот раз портрет нашли в такси с четырьмя пассажирами. Мужчин проверили – ни один не был причастен к преступлению.
  • Последнее похищение произошло в 1983 году. В лучших традициях голливудских боевиков вор разбил стеклянную крышу Далвичской галереи, схватил картину и скрылся. Поиски заняли три года и завершились счастливой случайностью: портрет нашли в камере хранения в немецком Мюнстере.
Сегодня картину тщательно охраняют
Сегодня картину тщательно охраняют

Почему злоумышленников привлекал именно этот портрет? Он не самый ценный из работ художника: при его жизни работу даже критиковали за недостаток схожести с Якобом де Гейном. Возможно, сыграли роль скромные габариты и формат картины: выполненная на дубовой доске чуть больше формата А4, она очень удобна, чтобы быстро подхватить и убежать.

Так или иначе, за портретом закрепилось прозвище «Рембрандт навынос». А Далвичская галерея установила такую охрану, что, по словам руководителей, «легче стащить все здание, чем украсть этот портрет».

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Эта история произошла раньше остальных и связана с одной из самых знаменитых картин всех времен. Утром 22 августа 1911 года сотрудников Лувра встретила пустая рама с одним-единственным отпечатком пальца на стекле. Улику сравнили с «пальчиками» всего персонала, но совпадений не нашли.

Франция была потрясена. Кого только не обвиняли в краже – даже Пикассо попал под подозрение. Толпы туристов наводнили музей, чтобы увидеть пустое стекло. Поиски длились два года, а в это время картиной любовался молодой #мастер Винченцо Перуджа.

Он устроился в Лувр сезонным рабочим – изготавливал и ставил защитные стекла для картин. Загадочная улыбка Джоконды так впечатлила молодого человека, что он прошел в зал музея, когда у сотрудников был выходной, вынул доску из рамы и унес домой.

Впоследствии стекольщик то утверждал, что дама на портрете напомнила ему любимую подругу, то признавался, что хотел вернуть картину на родину Леонардо – в Италию. Так или иначе, в какой-то момент он решил продать шедевр ценителю искусства, которого нашел во Флоренции. На встречу коллекционер пришел с директором местной галереи, и они вместе опознали бесценный экспонат.

Кстати, после обнаружения «Мону Лизу» можно было еще полгода увидеть в картинных галереях Италии. А затем портрет торжественно вернули в Лувр.

Виновник «преступления века» был арестован и осужден, но провел в тюрьме лишь несколько месяцев, а затем вышел на свободу.

Вот так выглядела пустая стена и преступник-стекольщик
Вот так выглядела пустая стена и преступник-стекольщик

Понравился материал? Посмотрите другие статьи:

Что показали рентгеновские снимки знаменитых картин

Интересные факты о шедеврах живописи: какие картины висели вверх ногами?

Подписывайтесь на канал, чтобы первыми ловить "пятерки" от Отличницы:)