Танцевальное соло, танец без партнёра, без кордебалета. Такой номер - привилегия кинозвёзд.
Кого из актрис мы вспоминаем в первую очередь?
Танец на пушке («Цирк», 1936 год, режиссёр Григорий Александров).
Американская циркачка Мэрион Диксон (Любовь Орлова) вместе со своим чернокожим ребёнком (то, что мать младенца – белая женщина - держится в тайне) и импресарио Францем фон Кнейшицем (Павлом Массальским) приезжает в Советский Союз. Мэрион выступает в аттракционе «Полёт на Луну». Публика с восторгом принимает номер, но режиссёр цирка Иван Мартынов (Сергей Столяров) уверен – нужно создать свой, советский оригинальный аттракцион. Немец интригует, пытается помешать конкурентам, угрожает Мэрион, что расскажет всем о её ребёнке, но в итоге остаётся ни с чем. Американка, наоборот, обретает новую родину.
Одна из самых запоминающихся сцен – танец на пушке. Внутри пушки установили мощный прожектор, а жерло прикрыли стеклянной площадкой. Жар, идущий от прожектора, раскалил площадку, точно сковороду, а ведь Орловой нужно было на ней плясать и петь:
Мэри верит в чудеса,
Мэри едет в небеса…
Чудо заключалось в том, что Мэрион – Орлова, когда номер уже подходил концу, присела на раскалённое стекло, но даже не показала виду, как ей больно. Только после того, как дубль был отснят, актрису увезли в больницу. Оказалось, она получила ожог третьей степени. Лечение заняло немало времени, при этом нужно было участвовать в съёмках.
Танец на пушке под музыку Исаака Дунаевского ставила балетмейстер Галина Шаховская – она же позднее работала на съемках «Свадьбы в Малиновке». Коллеги говорили о ней, как об уникально одарённом человеке, чьей фантазии можно только удивляться. Вместе с режиссёром Шаховская добивалась, чтобы возникло вполне уловимое сходство героини цирка Мэрион Диксон и звезды мирового экрана Марлен Дитрих.
Режиссёр Григорий Александров, достаточно близко знавший Дитрих, на правах консультанта участвовал в съемках «Голубого ангела», фильма, принесшего актрисе невероятную популярность. Повторив в образе Мэрион некоторые чарты Марлен, режиссёр добивался не только кассового успеха.
Это был своего рода жест вызова: пролетарский художник использует буржуазные приёмы и ему это позволительно.
А главное, Мэрион-Орлова невероятно эротична для своего времени. В ней больше соблазнительной энергии, чем во многих звёздах Голливуда, признанных эталоном сексапильности.
Танец «Белокурой Жози» («Неуловимые мстители», 1966 год, режиссёр Эдмонд Кеосаян).
Короткий эпизод историко-героического фильма о гражданской войне. Куплетист Буба Касторский (Борис Сичкин) выступает перед украинскими селянками и поёт куплеты на актуальную тему – загадочные мстители, о которых шепчется вся округа.
Неожиданно возникает чувство тревоги. Подъезжает подручный батьки Бурнаша Сидор Лютый (Владимир Трещалов) со своими хлопцами. За такие куплеты, что исполнял Буба, можно и жизнью расплатиться, и место Касторского на помосте занимает «Белокурая Жози» (Инна Чурикова).
Нагнетание беспокойства всё ощутимее, и Жози заводит жестокий романс:
Эта ночь будет жить в нашей памяти вечно.
Эта ночь покорённых и жгучих сердец.
До утра ты шептал мне так страстно и нежно,
Что со мною пойдёшь под венец!
Ночь прошла, ночь прошла. Снова хмурое утро.
Снова дождь, снова дождь. Непогода, туман.
Ночь прошла, ночь прошла, и поверить мне трудно…
Так закончен последний роман!
Стихи написал режиссёр Эдмонд Кеосаян. Музыку – Борис Мокроусов. Первые слушатели сказали: «Какая пошлость». – «То, что надо». – обрадовался режиссёр.
Действительно, запоминаются не слова, а интонация, притворно-стыдливый взгляд Жози и оценивающе-весёлый взгляд Лютого, их беззвучный монолог.
Хлопцы-бурнаши при всей своей почти детской непосредственности чувствуют какие-то потоки энергии, которыми обменивается эта кратковременная пара, посмеиваются, вздыхают, словом, создают зрительский фон.
И когда Жози заканчивает тянуть слово «роман», бросает чёрную шаль в руки Лютому и начинает танцевать нечто полу-цыганское, когда белокурая певица поёт, пусть не для тебя, а для твоего командира, ради этого триумфа, пожалуй, стоило идти воевать.
Танец, который длится менее минуты, ставил сам Пётр Гродницкий, легендарный балетмейстер, работавший на съемках многих картин. Результат – незабываемая сцена, которую хочется пересматривать снова и снова.