Найти тему

Танцуют все! Часть шестая

Кадр из фильма  "Неуловимые мстители"
Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Танцевальное соло, танец без партнёра, без кордебалета. Такой номер - привилегия кинозвёзд.

Кого из актрис мы вспоминаем в первую очередь?

Танец на пушке («Цирк», 1936 год, режиссёр Григорий Александров).

Кадр из фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

Американская циркачка Мэрион Диксон (Любовь Орлова) вместе со своим чернокожим ребёнком (то, что мать младенца – белая женщина - держится в тайне) и импресарио Францем фон Кнейшицем (Павлом Массальским) приезжает в Советский Союз. Мэрион выступает в аттракционе «Полёт на Луну». Публика с восторгом принимает номер, но режиссёр цирка Иван Мартынов (Сергей Столяров) уверен – нужно создать свой, советский оригинальный аттракцион. Немец интригует, пытается помешать конкурентам, угрожает Мэрион, что расскажет всем о её ребёнке, но в итоге остаётся ни с чем. Американка, наоборот, обретает новую родину.

Кадр из фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

Одна из самых запоминающихся сцен – танец на пушке. Внутри пушки установили мощный прожектор, а жерло прикрыли стеклянной площадкой. Жар, идущий от прожектора, раскалил площадку, точно сковороду, а ведь Орловой нужно было на ней плясать и петь:

Мэри верит в чудеса,
Мэри едет в небеса…

Кадр из  фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

Чудо заключалось в том, что Мэрион – Орлова, когда номер уже подходил концу, присела на раскалённое стекло, но даже не показала виду, как ей больно. Только после того, как дубль был отснят, актрису увезли в больницу. Оказалось, она получила ожог третьей степени. Лечение заняло немало времени, при этом нужно было участвовать в съёмках.

Танец на пушке под музыку Исаака Дунаевского ставила балетмейстер Галина Шаховская – она же позднее работала на съемках «Свадьбы в Малиновке». Коллеги говорили о ней, как об уникально одарённом человеке, чьей фантазии можно только удивляться. Вместе с режиссёром Шаховская добивалась, чтобы возникло вполне уловимое сходство героини цирка Мэрион Диксон и звезды мирового экрана Марлен Дитрих.

Режиссёр Григорий Александров, достаточно близко знавший Дитрих, на правах консультанта участвовал в съемках «Голубого ангела», фильма, принесшего актрисе невероятную популярность. Повторив в образе Мэрион некоторые чарты Марлен, режиссёр добивался не только кассового успеха.

Это был своего рода жест вызова: пролетарский художник использует буржуазные приёмы и ему это позволительно.

А главное, Мэрион-Орлова невероятно эротична для своего времени. В ней больше соблазнительной энергии, чем во многих звёздах Голливуда, признанных эталоном сексапильности.

Танец «Белокурой Жози» («Неуловимые мстители», 1966 год, режиссёр Эдмонд Кеосаян).

Кадр из фильма  "Неуловимые мстители"
Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Короткий эпизод историко-героического фильма о гражданской войне. Куплетист Буба Касторский (Борис Сичкин) выступает перед украинскими селянками и поёт куплеты на актуальную тему – загадочные мстители, о которых шепчется вся округа.

Кадр из фильма  "Неуловимые мстители"
Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Неожиданно возникает чувство тревоги. Подъезжает подручный батьки Бурнаша Сидор Лютый (Владимир Трещалов) со своими хлопцами. За такие куплеты, что исполнял Буба, можно и жизнью расплатиться, и место Касторского на помосте занимает «Белокурая Жози» (Инна Чурикова).

Нагнетание беспокойства всё ощутимее, и Жози заводит жестокий романс:

Эта ночь будет жить в нашей памяти вечно.
Эта ночь покорённых и жгучих сердец.
До утра ты шептал мне так страстно и нежно,
Что со мною пойдёшь под венец!
Ночь прошла, ночь прошла. Снова хмурое утро.
Снова дождь, снова дождь. Непогода, туман.
Ночь прошла, ночь прошла, и поверить мне трудно…
Так закончен последний роман!

Стихи написал режиссёр Эдмонд Кеосаян. Музыку – Борис Мокроусов. Первые слушатели сказали: «Какая пошлость». – «То, что надо». – обрадовался режиссёр.

Действительно, запоминаются не слова, а интонация, притворно-стыдливый взгляд Жози и оценивающе-весёлый взгляд Лютого, их беззвучный монолог.

Кадр из фильма  "Неуловимые мстители" Неожиданно возникает чувство тр
Кадр из фильма "Неуловимые мстители" Неожиданно возникает чувство тр

Хлопцы-бурнаши при всей своей почти детской непосредственности чувствуют какие-то потоки энергии, которыми обменивается эта кратковременная пара, посмеиваются, вздыхают, словом, создают зрительский фон.

Кадр из фильма "Неуловимые мстители"
Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

И когда Жози заканчивает тянуть слово «роман», бросает чёрную шаль в руки Лютому и начинает танцевать нечто полу-цыганское, когда белокурая певица поёт, пусть не для тебя, а для твоего командира, ради этого триумфа, пожалуй, стоило идти воевать.

Танец, который длится менее минуты, ставил сам Пётр Гродницкий, легендарный балетмейстер, работавший на съемках многих картин. Результат – незабываемая сцена, которую хочется пересматривать снова и снова.