Найти в Дзене
Заметки от Виктора ...

Ну вот вам и скорость, товарищ министр!

Недавно вновь пересмотрел вышедший в 1983 году художественный фильм "Магистраль". В молодости смотрел его несколько раз, любовался драйвом и красивым сюжетом. Помощник машиниста, Санька, напоминал мне меня самого, а на технические погрешности в этом кино, как-то просто не обращал внимания - фильм всё-таки художественный, а не документально - публицистический ...

Фильм был создан по книге Валерия Барабашова (работающего в то время корреспондентом газеты "Гудок" на Урале) "Жаркие перегоны", опубликованной в 1981 году. Также в основу фильма легло крушение 2 июня 1959 года на станции Минино, Восточно-Сибирской ж.д., где пострадали пассажиры поезда Красноярск - Абакан, и погибло не менее 65 человек. Но не буду останавливаться на этом и вернусь к фильму ...

Посмотрев фильм недавно еще раз, немного задумался о фильме. Фильм снят достаточно добротно и реалистично, но слишком уже не правдоподобно выглядит эпизод столкновения с цистерной ...

Давайте сразу отбросим управление "Красногорской железной дороги" (название дороги конечно же вымышленное) и остановимся на движении скорого поезда №3 "Красноярск - Москва". Не знаю правда зачем Красноярск заменили на Красногорск, но думаю что тут авторам виднее ... Фильм кстати и снимался в Красноярском крае в г. в Ачинске, на станциях Злобино и Боготол. Ну, соответственно и "тройка" - фирменный поезд "Енисей", сообщением Красноярск - Москва.

И все вроде в фильме так, как надо, и бригада выглядит надлежащим образом, и действия машиниста по управлению электровозом не вызывают нареканий. Даже при встрече на перегоне с четным поездом, помощник машиниста, как и положено по инструкции, встал со своего рабочего места и подошел к машинисту, что в реальности, помощники машинистов тех лет, зачастую и не делали ...

Действия машиниста при применении экстренного торможения также были показаны достаточно точно (что в художественных кинофильмах крайняя редкость), можно было конечно показать еще и нажатие на "кнопку" опускания токоприемника, но это уже моя придирка ...

Не буду зацикливаться на мелочах типа: после смены бригад - отправление без пробы тормозов и т.п. ... В принципе, снято все очень добротно. Нельзя не учесть и то, что на протяжении всего фильма снимался один и тот же электровоз ВЛ80Р - 1685. Может быть это конечно и трюк киношников, но факт остается фактом - мы видим только один электровоз ...

-2
-3

-4

Был, конечно, и момент, когда машинист, увеличивая ток тяговых двигателей, переводит штурвал контроллера в третью зону регулирования, а на манометре тормозных цилиндров электровоза показание около 1 атм. Но это мелочь, которую может заметить только профессионал ... И еще один момент - электровоз ВЛ80Р не ездит 120 км в час, у него максимально - конструктивная скорость только 110. Но опять же - 110 км в час, это максимально предусмотрено конструкцией, а реально он может бежать и много быстрее ...

-5

И еще один маленький, но грубый ляп. Как помощник машиниста Санька спускается с электровоза. Ни один, даже самый неопытный, помощник машиниста - никогда не будет так спускаться. И даже не потому, что это категорически запрещено всеми инструкциями, а потому что это просто неудобно ...

-6

И все было бы отлично, если бы не ключевой момент фильма, когда "тройка", следуя по правильному пути (Правильный путь - это железнодорожный термин. Для поездов с нечетными номерами правильными являются пути с нечетной нумерацией, а пути с четной нумерацией - для них неправильные. И наоборот.) вдруг пропускается по второму главному пути. Но это еще куда ни шло, ну а вот зеленый на входном светофоре ... (Хоть начальник дороги и задавал в кадре такой вопрос, почему горел зеленый?) Зеленого в данном конкретном случае не могло быть, ну ни по какому "закону физики" :))) Посмотрите на скрин ниже и обратите внимание на приготовленный маршрут приема ... (хоть и очень кратковременный эпизод, но удалось поймать скрин)

-7

Хорошо видно, что маршрут приема "тройки" приготовлен не на второй - главный, а на четвертый - боковой путь. Даже если бы стояла перемычка и приборы СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка) определяли ложную свободность как стрелочной секции, так и всего четвертого пути, входной светофор сигнализировал бы не зеленым огнем - что разрешало поезду следовать со скоростью 120 км в час, а двумя желтыми огнями - и разрешало бы проследовать светофор со скоростью не более 50 км в час и снизить скорость до 40 км в час, перед стрелочным переводом бокового направления. И пусть даже все случилось бы так, как нам преподнесли авторы фильма - столкновения с цистерной все равно удалось бы избежать ...

Но и так как преподнесли авторы, случиться опять же не могло ... Дежурный по станции в любом случае убедился бы что поезд полностью уместился на пути приема, затем приготовил маршрут для пропуска скорого поезда по главному пути и только затем открыл входной светофор. И не заметить что хвост поезда находится на стрелках, дежурный по станции просто физически не мог ...

Похожий случай действительно произошел в 1959 году на станции Минино, но там было все совсем по иному. Грузовой (наливной) поезд был остановлен на главном пути ст. Минино, и по зеленому показанию входного светофора ему в хвост "въехал" другой грузовой поезд. Не буду описывать подробности того случая, их легко можно найти в Википедии, замечу лишь отличие ... Там дежурный по станции не открывал входной светофор, а просто из за механической неисправности самого светофора (светофор был прожекторного типа) не переключилась линза, и при запрещающем показании светофор продолжал ложно сигнализировать зеленым огнем, причем на пульте дежурного по станции показание светофора отображалось как запрещающее ...

Ну вот, пожалуй на сим и закончу. В целом, лично я остался доволен фильмом. Ну а авторам и консультантам все-таки, эпизод со столкновением можно было продумать, ну хотя бы немного по реалистичнее ...