Найти тему

Воронежская принцесса

Её имение Рамонь до сих пор называют жемчужиной Воронежского края. Всё, что она делала — было образцовым. Если кондитерская фабрика, то победитель международных конкурсов. Если конный завод, то прекрасные, породистые лошади. Если сахарный завод, то один из лучших в России. Если дворец, то памятник архитектуры. И всё это сделала она — принцесса Евгения. Впрочем мало кто заподозрил бы, что эта женщина в изящном брючном костюме, увлечённо копающаяся в моторе собственного автомобиля — принцесса.

Ольденбурги — знатная фамилия, представители которой служили не только России, но и Дании, Швеции, Норвегии. Они славились благородством и милосердием.

Принцесса Евгения
Принцесса Евгения

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, урожденная княгиня Романовская, племянница царя-реформатора Александра II, была внучкой императора Николая I и Эжена Богарне, пасынка Наполеона. За многие дела на благо России она была награждена орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».

Попечительница Рождественской женской гимназии (для которой она сама написала программу по новым предметам), покровительница Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, попечительница Ботанического сада, председатель Императорского Минералогического общества, председатель Императорского Общества поощрения художеств… Последнее пропагандировало отечественное изобразительное искусство, устраивало выставки, издавало альбомы, а на полученные средства помогало талантливым художникам получать образование в России и за границей.

Трудно переоценить ее вклад в развитие художественной жизни России. По её инициативе была создана Рисовальная школа, директором которой стал 

Н. К. Рерих. В этой школе могли учиться как молодые люди из народа, так и отпрыски благородных фамилий.

Еще одно великое дело Евгении — Комитет о сестрах Красного Креста. Он был призван заботиться о медсестрах — участницах боевых действий. Под руководством принцессы комитет начал печатать художественные почтовые открытки с репродукциями картин Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Средства от их продажи отправлялись на поддержку деятельности Комитета. Про открытки говорилось: «У них лишь один недостаток — их жаль посылать на почту». За 20 лет Общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом больше 30 миллионов экземпляров.

Открытка, выпущенная Попечительным Комитетом о сестрах Красного креста
Открытка, выпущенная Попечительным Комитетом о сестрах Красного креста

Издательство выпускало также путеводители, буклеты, художественные альбомы. «В течение нескольких лет, — писал в одном из писем Н. К. Рерих, — мы достигли ежегодного дохода, достигшего десятков тысяч долларов. Эти крупные суммы, всецело пошедшие на лечение неимущих и на медицинские цели, составились, главным образом, от продажи художественных открытых писем. Я счастлив вспомнить, что в числе этих пожертвований была целая многочисленная серия и с моих картин».

Не так широко известна, но не менее значительна была деятельность принцессы Ольденбургской по созданию детских художественных школ для детей ремесленников.

Александр Петрович Ольденбургский
Александр Петрович Ольденбургский

Муж Евгении Максимилиановны, Александр Петрович Ольденбургский, был попечителем императорского Училища правоведения, Детского приюта, Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Комитета содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития. Под его опекой находились школы для малообеспеченных, библиотека-читальня, классы хорового пения, обсерватория и многое другое. В 1890 году Александр Петрович создал Институт экспериментальной медицины, не имевший аналогов ни в России, ни в Европе.

В 1900 году он задумал создать на Кавказском побережье благоустроенный, но относительно дешевый курорт, который мог бы успешно конкурировать с дорогими курортами Крыма. Он сам руководил работами, вникал во все мелочи, вкладывал в осуществление любимой идеи немалые собственные средства. Почти 90 лет Гагринский курорт оставался одним из лучших на Черноморском побережье.

Дворец в Рамони, дореволюционное фото
Дворец в Рамони, дореволюционное фото

Поместье в Рамонском уезде Воронежской губернии было свадебным подарком императора Александра II племянница. Вместе с поместьем ей достался маленький сахарный завод, который она, вступив во владение имением, реконструировала и оборудовала новейшей техникой. 

На Опытном поле, которое вошло в состав сети опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков, производились эксперименты по выращиванию сахарной свеклы. В 1900 году была построена паровая фабрика конфет и шоколада. Уже через несколько лет здесь производилось до 400 наименований продукции. Она приобрела мировую известность, на международных выставках в европейских столицах завод не раз награждали медалями. Эскизы оберток и жестяных коробок выполняли ученики художественных школ под руководством известных художников.

Но и это ещё не всё. Принцесса Евгения открыла в Рамони конезавод, начальную и рисовальную школы, устроила лечебницу, образцовую бесплатную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров, построила железнодорожную ветку Графская-Рамонь. Начала действовать водонапорная башня и система водопровода, проводилась электрификация предприятий. На противоположном от дворца берегу реки Воронеж был выгорожен участок леса — «зверинец», где содержались диковинные звери.

Каждый день принцесса лично обходила все цеха и складские помещения, столовую, свекловичные плантации, обязательно заходила в школу, посещала больницу, семьи рабочих, следила за чистотой, пробовала приготовленную для рабочих пищу…

За четыре года был возведен невиданный во всем Воронежском крае замок в староанглийском стиле,

с подсобными пристройками, домом для свиты гостей и фонтанами. Его проект, устройство отопительной системы, и множество других архитектурных новшеств до сих пор поражает профессионалов.

Дворец в Рамони, современный вид
Дворец в Рамони, современный вид

Печальны были последние страницы жизни Ольденбургских. После революции фабрику подожгли и разорили. Они потеряли всё хозяйство, имение и бежали за границу. 

Однако, многие дела принцессы Евгении живут и по сей день. На месте зверинца создан известный всему миру Воронежский государственный биосферный заповедник. Вместо опытных полей — два научно-исследовательских института. Продолжает действовать железнодорожная ветка Графская-Рамонь.

Оборудование конфетной фабрики, выкупленное и вывезенное в Воронеж новыми хозяевами, дало жизнь Воронежской кондитерской фабрике, которая существует до сих пор. Институт экспериментальной медицины, Гагринский курорт, художественные почтовые открытки… И совершенно невозможно измерить нематериальные плоды трудов этой необыкновенной женщины.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и проверьте, подписались ли вы на наш канал. 

Если вы хотите узнать больше об истории своей семьи или заказать генеалогическое исследование, звоните нам — 8 800 100 41 47