Найти тему
Простые книги

Жизнь в концлагере: «Долгое молчание» Маши Рольникайте

Для меня самые тяжелые произведения – это повести о жизни в концентрационных лагерях. «Долгое молчание» Маши Рольникайте – документальная книга о войне, о жизни пленных на фабрике смерти, написана в 1981 году.

«Теперь меня не убьют» - первая мысль девушки, освобожденной из конкреционного лагеря Штуттгоф. Жене Черновой исполнилось 17 лет, когда пришло страшное известие о начале войны. На фронт ее не взяли, в военкомате было распоряжение брать только 18-летних, получивших школьный аттестат. Год тянулся чудовищно долго. Тягостное ожидание вестей с фронта, писем от родных и знакомых не прекращалось, радио работало всю ночь, постоянно мерещился гул немецких самолетов.

У каждого из нас была своя война.

Девочка училась, уроки помогали забыть войну. Еще был госпиталь для раненых. Узнав о желании дочери стать участницей боевых действий, мама пригласила Женю помогать в госпитале. Ей нужно научиться быть среди больных, не пугаться любых проявлений болезней, страшных ран от ранений, поддерживать солдат разговорами, ласковым словом, своим присутствием.

Ты, здоровая - у тебя ничего не болит, тебе не предстоит операция, ты не лежишь с послеоперационными швами, - должен понимать, даже чувствовать то, что чувствует каждый больной. Ему больно, он беспомощен.

Женя не сразу поняла, что попала на фронт. Деревенская школа с развернутым госпиталем, колодец с водой, возле которого умывались солдаты, только на улице под маскировочными сетками стоят танки, обстрелы дорог, раненые бойцы.

Еще вчера они были такие же, как все. Вчера… их вынесли с поля боя. И перевязали… Ночью их увезут отсюда. В госпиталь. Но если врачи не смогут…

Во время ночной перевозки раненых, автомобиль попал под обстрел. Женю контузило, отбросив взрывной волной. Попытки обойти нападавших стороной обернулись неудачей. Большую часть убили, а девушку взяли в плен.

… он только что дышал. Открывал глаза, хотел что-то сказать. Неужели… Неужели это всего мгновение – между тем, когда человек есть, и тем, когда он перестает быть?

Несколько лет рабского труда, принизывающего холода, страха призраком преследовали ее всю жизнь. Тонкое платье в полоску, башмаки на деревянной подошве, рваное одеяло и нагрудный номер, идентифицирующий заключенных – все, что полагалось пленным. Одежда переходила от убитой к вновь прибывшей. В лагере вместе с другими заключенными она кидала песок нескончаемые вагонетки, работа на каменоломне, киркой откалывая тяжеленные глыбы. Здесь она познала, что такое взаимопомощь, товарищество, научилась сдерживать слезы, хранить молчание.

Бараки с пленными стояли парами в окружении проволочной клетки. Клетки были отделены друг от друга проволочными оградами. Двойная ограда отделяла далекую мужскую половину. Повсюду были размещены вышки с пулеметами.

Художник Лиза Бухалова
Художник Лиза Бухалова

Когда привозят новых пленников, всех выстраивают в колонну и отбирают самых худых, которые больше не способны хорошо трудиться. Их отправляют в крематории. Упавшие больше не поднимаются, их расстреливают. Больным выжить практически невозможно. Заболевшей Жене сохранила жизнь подруга Марина. Она на протяжении нескольких дней находила женщин, которые менялись с больной платьями. Оставаться в бараке можно лишь один день, дольше – смерть.

Вы в концентрационс лагер. Кто будет плёхо работать, отправляем в крематориум.

Только самой Марине не удалось живой покинуть лагерь. Не хватило всего немного. Одна из девушек, Лида, смогла сбежать. Из-за ее побега 100 пленниц отправили в газовую камеру, среди которых оказалась Марина.

Фашизм разделил целые народы на плохих и хороших. Отчего в человеке может быть столько зверства? Ведь все эсэсовцы, надзиратели под формой обычные люди. Сними с них повязки и экипировку, и не отличишь жестокого убийцу от мирного жителя. Только блеск глаз, не склоненная голова сможет выдать порочную душу, способного убивать и издеваться, открывать кран со смертельным газом. Фашизм породил патологическое самоутверждение: нужно властвовать, иначе будешь убит сам.

Повзрослев, Женя не может рассказывать о том, что с ней происходило. Она хочет, чтобы живущие теперь помнили о тех, которых убили нацисты. Ведь только памятью можно продлить их короткую жизнь. Слова «выстоять», «остаться человеком» должны быть не только звуком. Они должны всколыхнуть в душе струны гордости за предков, сострадания и боли.

Маша Рольникайте родилась в 1927 году в литовском городе Плунге. В ее повестях слышится голос девочки, испытавшей на себе беспощадную фашистскую политику. Ее мать и младшие брат с сестрой были расстреляны в нескольких километрах от Вильнюса во время массовых расстрелов евреев. Старшей сестре удалось выжить. Сама Маша была пленницей Штрасденгофа, концентрационного лагеря не территории Риги и Штуттгофа, расположенного под Польшей. В плену, подвергаясь нечеловеческим испытаниям, она вела дневник. В то время ей было 14. Часто ее посещала мысль, что когда ее убьют, дневник на непонятном языке никто не сможет прочесть. Ее повести пронзают сердце, свидетельствуя о далеких событиях беспощадной войны.

-3