Большинство родителей воспринимали период дистанционного обучения, как настоящее испытание, и не без оснований. На нас одновременно свалилась и собственная удаленная работа, и необходимость помогать детям в онлайн-обучении. А обычные домашние дела тоже никто не отменял. Да и к организации и результативности удаленной учебы была масса вопросов. Стоит ли говорить, что о возвращении детей в школы мы мечтали, как о «манне небесной».
И вот оно наступило – прекрасное «завтра». На практике все оказалось не так радужно, как в наших мечтах.
Некоторые родители столкнулись с активным протестом детей и нежеланием возвращаться в школу сразу после известия об окончании «онлайна». Многие дети оказались неспособны проснуться рано утром в понедельник. Во вторник, среду и четверг ситуация в большинстве случаев не улучшилась. Довольно известной в последнее время стала история девочки-подростка, которая вместо школьной парты утром 18 января оказалась на больничной койке из-за того, что накануне выпила ударную дозу слабительного, чтобы не ходить в школу. От педагогов мы узнаем, что ребенок стал петь на уроке, или засыпает, или и вовсе теряет сознание, конфликтует с педагогами и одноклассниками. Похоже, нашим детям сложно вновь адаптироваться к школьной жизни
Давайте подумаем, в чем причины этой дезадаптации и как мы, родители, можем помочь нашим детям снова почувствовать себя в школе «как дома».
Утомляемость. Вернувшись в школу, дети стали быстро уставать. Об этом говорят и учителя, и родители, и саами дети. Школьникам трудно проснуться, на уроках сложно сосредоточиться и удержать внимание, приходя домой они буквально валятся с ног – на домашнее задание просто нет сил.
Месяцы удаленки «сломали» режим дня школьников. Они допоздна засиживались за компьютерами, утром могли позволить себе встать попозже, пропустив первые несколько уроков. А теперь им снова приходится рано вставать, собираться и добираться до школы. С непривычки это непросто. Особенно, если дорога до школы действительно занимает приличное время и требует раннего подъема. Примите во внимание и сезон, когда нам выпало счастье возращения. Редкий взрослый с радостью воспринимается необходимость выходить из дома холодным, темным зимним утром.
Вернуться в режим без вашей помощи и внимания многим детям будет сложно. Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы готовы всесторонне помогать ему восстановить режим и работоспособность. Обсудите, что можно сделать. Договоритесь о совместных действиях. Важно не брать на себя полностью ответственность за режим ребенка. Ведь наша цель – помочь ему снова вернуть себе умение сбалансированно распоряжаться своим временем, самостоятельно регулировать баланс сна и бодрствования. Постепенно снижайте степень своего участия и передавайте инициативу самому ребенку. Если вы будете бережны, чутки и последовательны, спустя несколько недель все войдет в норму.
Помогите ребенку пораньше ложиться спать. Это непросто и поначалу наверняка вызовет море протеста. Некоторые специалисты даже предлагают пропустить этот пункт и начать сразу с ранних подъемов: ребенок за день устанет и сам отправится спать «засветло». Возможно, в этом есть свой резон. И тем не менее, вот несколько рекомендаций, которые помогут привыкнуть ложиться спать раньше:
· Лучше, если ребенок поужинает не позже, чем за 3-4 часа до сна. На полный желудок уснуть бывает непросто.
· Засыпанию помогает вечерняя прогулка. Может быть, вы погуляете вместе или подросток выйдет выгулять собаку?
· На многих людей усыпляюще действует чтение в кровати или прослушивание аудиокниги с закрытыми глазами.
Вместе ищите, экспериментируйте – и вы найдете подходящие именно вам рецепты раннего засыпания.
Постепенно снижайте время подъема. Наукой доказано, что мы пробуждаемся легче в светлое время – так устроены наши циркадные (суточные) ритмы. Зимнее солнце встает еще позже наших школьников, так что нам поможет электрический свет. В последнее время, кстати, в продаже появились специальные световые будильники, которые за 30 минут до подъема начинают постепенно разгораться, имитируя рассвет. Это помогает легче проснуться.
«Поднять-подняли, а разбудить забыли» - наверняка знакомая многим родителям ситуация. Окончательно проснуться и взбодриться поможет утренний душ и аппетитный завтрак.
Справедливости ради надо заметить, что нарушенный распорядок – не единственная причина утомляемости школьников. Объективно, учиться в офлайне сложнее, требования выше, сенсорная нагрузка сильно превосходит ту, к которой дети привыкли дома.
Чтобы помочь ребенку справиться с возросшей нагрузкой, совместно пересмотрите все стоящие перед ребенком задачи. Вместе определите приоритеты. Выделите самые важные задачи, которые требуют максимального внимания. Найдите занятия, которые доставляют ребенку удовольствие, пусть даже они и не столь важны. Не в коем случае не отказывайтесь от них – получать удовольствие от деятельности очень важно сейчас. А вот незначимые задачи, не приносящие удовольствия – это то, что имеет смысл «выкинуть в корзину».
Важно обеспечить ребенку возможности для отдыха. Наверняка, ваш подросток «по умолчанию» побежит «отдыхать» за компьютер – и это плохая идея. За компьютером ребенок продолжает эксплуатировать все те же органы и системы, которые работали в школе. Вместо отдыха получается двойное утомление. Лучший отдых – это смена видов деятельности. Если устал писать – отдохнуть можно, помыв посуду или вынеся мусор, или подметая пол, кроме шуток. Об этом еще Сеченов в начале 19 века писал. Хорошим решением будет, например, если ребенок, придя из школы часок поспит и лишь потом примется за домашнее задание.
Страх неуспеха – еще одна проблема, с которой столкнулись многие дети, вернувшись в школу.
Если вы замечаете этот страх у своего ребенка, первое, что нужно сделать – это проанализировать свое отношение к ребенку, к его успехам и неудачам. Что для нас самих означает тот факт, что ребенок не справился, не успел, получил 3 или даже 2?
Чаще всего за страхом неудач у наших детей лежат наши собственные комплексы, когнитивные искажения, дезадаптивные установки. И наши дети становятся их невольными заложниками, жертвуя своим здоровьем и психологическим благополучием.
Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы понимаете, как непросто ему сейчас восполнить пробелы в знаниях, что он сам, его благополучие и доверие к вам для вас превыше любых оценок.
Крайне важно, чтобы ваши слова подтверждались вашими же действиями. Не ругайте ребенка за плохие отметки, не корите, не отвергайте. И самое главное – не расстраивайтесь так сильно, ведь это всего лишь цифра.
Коммуникативные сложности – еще один спутник возвращения школьников к очному обучению. В последние месяцы они крайне мало общались со сверстниками «вживую», кто-то из детей растерял социальные связи и не знает, как снова наладить контакт, кто-то, напротив, страдает от изобилия социальных контактов, обрушившихся на него в классе.
За время «дистанционки» в отношениях между детьми многое поменялось. Та социальная реальность, с которой они столкнулись, напоминает встречу после каникул 1 сентября. А для многих детей даже больше похожа на поступление в новый класс.
Будьте внимательны к ребенку. Не пропустите проблему, но и не преувеличивайте ее. Лучше всего, если вы поговорите с ребенком, дадите ему возможность поделиться своими чувствами и проблемами, обсудите, как можно помочь.
Создавайте для ребенка «островки общения»: предлагайте пригласить в гости друга, позвонить или написать. Возможно, он не решается сделать первый шаг, и это поможет восстановить детскую дружбу. Однако тут важно проявить чуткость и не «переусердствовать»
Если ваш ребенок – интроверт, скорее всего, он страдает от переизбытка общения в классе. Со временем он привыкнет, но сейчас ему трудно. Дайте ему понять, что это нормальная реакция. Создайте дома условия, в которых он может отдохнуть от людей, побыть в одиночестве.
Опыт онлайн-обучения расширил наши представления о возможном. И для некоторых детей дистанционная форма обучения оказалась наиболее эффективной и комфортной. Взвесив все «за» и «против», подумайте о варианте продолжить обучение в онлайн. Многие образовательные организации и сервисы сегодня предоставляют такую возможность.
Апатия, потеря интересов и энергии – изменения, который родители стали замечать у своих детей за время удаленки. У многих детей сузилась область интересов. Включенность в ежедневное общение побуждает подростков узнавать новое, интересоваться увлечениями других, обмениваться живой информацией. За время, проведенное дома, круг интересов многих из нас сузился до бытовых вопросов и домашних увлечений. Подростки, конечно, не исключение.
Важно помочь ребенку найти новые интересы и цели, вернуть интенсивность эмоций.
Если ваш ребенок раньше был активным, увлеченным, но в течение нескольких месяцев как бы погас, «потерял искру», это может быть признаком надвигающейся депрессии, распространенность которой среди подростковой за время удаленки экспоненциально возросла. Обратите внимание, если у ребенка:
• постоянно подавленное настроение
• снижена двигательная активность
• пропал познавательный интерес
• хроническое чувство усталости
• равнодушие к новому
Если вы заметили у своего ребенка 3 и более признаков изменившегося поведения, важно обратиться за помощью к специалисту. Он поможет ребенку снова вернуть вдохновение и радость жизни.
Самый главный принцип, о котором необходимо помнить даже в самых непростых обстоятельствах, с которыми сталкивается ребенок, в моменты кризисов, когда он особенно уязвим, беспомощен, агрессивен, демотивирован – в такие моменты его нужно еще сильнее любить. Забота, поддержка родителей, их личный позитивный пример в преодолении сложностей – вот те главные ресурсы, которые помогут ребенку, подростку не только справиться со сложным периодом, но и научат его многому, сделают более социально компетентным, уверенным в себе, целеустремленным и стрессоустойчивым.
______________________________________________________
👀 Теория и практика педагогики, обучение и воспитание, вопросы и ответы — на нашем сайте