Найти в Дзене
Читай & Мысли

«Гамлет» по-советски

Шекспир – гордость Великобритании, часть мирового культурного наследия, автор сюжетов, которые по сей день вдохновляют писателей и сценаристов и воспроизводятся в той или иной форме. Все его пьесы и сонеты интересны по-своему. Здесь прикоснусь к «Гамлету» (Hamlet,1603). «Гамлет» – источник знаменитых фраз, мудрых замечаний о жизни. Один монолог «Быть или не быть?» чего стоит. Вот небольшая подборка: «Два месяца – и не забыт ещё! Тогда есть надежда, что память о великом человеке переживёт его на полгода». (Гамлет саркастичен) «Это так же просто, как лгать». (Гамлет ироничен) «Не тешьтесь мыслью, будто причина всех несчастий не в Вашем поведенье, а во мне!» (Гамлет критичен; эта фраза – хороший совет, который перестали давать нынешние психологи своим пациентам) «Вы губка, питающаяся соками королевской милости». (Гамлет откровенен – о придворных) «Век расшатался. И скверней всего,/ Что я рождён восстановить его.» (Гамлет патетичен) «Всего страшится тайная вина и этим страхом изобличена».

Шекспир – гордость Великобритании, часть мирового культурного наследия, автор сюжетов, которые по сей день вдохновляют писателей и сценаристов и воспроизводятся в той или иной форме. Все его пьесы и сонеты интересны по-своему. Здесь прикоснусь к «Гамлету» (Hamlet,1603).

photo by Gwen King at unsplash.com
photo by Gwen King at unsplash.com

«Гамлет» – источник знаменитых фраз, мудрых замечаний о жизни. Один монолог «Быть или не быть?» чего стоит.

Вот небольшая подборка:

«Два месяца – и не забыт ещё! Тогда есть надежда, что память о великом человеке переживёт его на полгода». (Гамлет саркастичен)

«Это так же просто, как лгать». (Гамлет ироничен)

«Не тешьтесь мыслью, будто причина всех несчастий не в Вашем поведенье, а во мне!» (Гамлет критичен; эта фраза – хороший совет, который перестали давать нынешние психологи своим пациентам)

«Вы губка, питающаяся соками королевской милости». (Гамлет откровенен – о придворных)

«Век расшатался. И скверней всего,/ Что я рождён восстановить его.» (Гамлет патетичен)

«Всего страшится тайная вина и этим страхом изобличена». (Гертруда мучима совестью)

«За что прощать того, кто твёрд в грехе?» (Клавдий рационален)

«Там [в Англии] в нём [в Гамлете] этого [безумия] не заметят, там все такие же сумасшедшие, как он сам.» (могильщик передаёт «привет» Шекспира родной Англии)

«Державный Цезарь, обращённый в тлен,/ Пошёл, быть может, на обмазку стен». (Гамлет философствует о бренности всего сущего)

С тех пор как появился кинематограф, «Гамлета» экранизируют чуть ли не каждый год, (иногда даже чаще: в 1970-ом и в 2009-ом – по пять раз!) Какое-то «гамлетобесие», сказали бы некоторые несознательные граждане, которых утомляет регулярное поклонение шедеврам предков – будь то литературным или военным.

Даже Греция отметилась своим «Гамлетом», хотя от неё в плане кино ничего не видно и не слышно – даром что она родина театра, а значит, прародина кино.

Можно, конечно, поднапрячься и выдать обзор на дюжину экранизаций. Однако начну скромно – с трёх. Все они называются «Гамлет».

I . 1964, СССР

Фильм чёрно-белый. Тем эффектнее выглядит появление принца на белом коне – Гамлета в исполнении безупречного Иннокентия Смоктуновского. Контраст ему составляют чёрные флаги и персонажи в траурных одеждах.

Траур быстро сходит на нет: «со смешанными чувствами» вскоре после похорон затевают свадьбу. Слова Шекспира про «смешанные чувства» в кадре дублируются на немецком и французском (в репликах иностранных послов при датском дворе) – поклон международно признанному гению драматурга. К счастью, персонажи не говорят стихами, поэтому их речь естественна.

кадр из х/ф "Гамлет", 1964
кадр из х/ф "Гамлет", 1964

– Как это всё могло произойти? – задаётся Гамлет риторическим вопросом, совсем как герой михалковского «Солнечного удара».

Гамлет хоть и возмущён таким поворотом дел, но не выпускает возмущения «вовне». С холодным спокойствием он даёт матери и дяде понять, что он их, мягко говоря, не одобряет. Гамлет Смоктуновского умный, ироничный и прекрасно владеющий собой.

Несколько слов о воплощениях других персонажей.

Король Клавдий – оживший портрет Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна;

Королева Гертруда – чёрная шахматная Королева из «Алисы в Зазеркалье» (советский мультфильм 1982 г.), только в фильме она в белом одеянии;

Офелия – Анастасия Вертинская, превращённая в холодную и невесомую, как снежинка, красавицу посредством радикального осветления волос и затягивания в жёсткий корсет;

Розенкранц в исполнении Игоря Дмитриева уже похож на придворного интригана, которого он сыграет позднее в мюзикле «Дон Сезар де Базан».

Под тревожную музыку начинается сюжетная линия о призраке – Тени отца Гамлета.

Тень оказывается ого-го! Мы понимаем, конечно, что, с точки зрения кинематографа, «спецэффект» наивный. Но это, во-первых, действительно Тень (жутковато сливающаяся то и дело со стенами ночного замка); во-вторых, привидение с глухим загробным голосом; в-третьих, гигантский рыцарь, вышагивающий под музыку, которая сделала бы честь если не хоррору, то саспенсу.

В общем, Гамлет – смелый человек, он с этим привидение даже разговаривает.

Монолог «Быть или не быть?» Гамлет произносит на берегу моря и про себя (это отступление от Шекспира). Но уединённая прогулка по берегу хорошо подходит для размышлений о жизни и принятия решений. Гамлет сосредоточен и внешне спокоен. Почти «Христос в пустыне». Под покровом серьёзного внимания происходит колоссальная душевная работа.

Сделав свой выбор, Гамлет уже наполовину победил. Он перестаёт терзаться сомнениями, «поднимается» над ситуацией, начинает играть ва-банк.

Сделанный выбор понуждает Гамлета проститься со всем земным, мирским (вернувшись в замок, он сообщит Офелии, что никогда её не любил и посоветует уйти в монастырь), начать вести себя, словно он не от мира сего. Он становится как бы блаженным, и это даёт ему право «безопасно» искать правду, говорить правду.

кадр из x/ф "Гамлет", 1964
кадр из x/ф "Гамлет", 1964

Затем бродячие артисты разыгрывают перед Королём и придворными пьесу под называнием «Мышеловка». Спустя триста пятьдесят лет после Шекспира так же назовёт свою лучшую пьесу Агата Кристи. Клавдий попадает в «ловушку» и этого, конечно, он не может простить Гамлету, в чьё безумие не верит.

Количество персонажей начинает стремительно сокращаться (что снова напоминает сюжеты Агаты Кристи). Первым – после Короля-отца – «уходит» Полоний. Потом Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, пара стражников, Королева, Лаэрт, Король – и Гамлет. («И никого не стало» – как у Кристи в «10 негритятах», а у Шекспира: «Дальше – тишина»).

Диалог Гамлета с могильщиком, заговор Клавдия и Лаэрта, дуэль на рапирах – всё, как в исходной пьесе.

Вывод. Фильм «смотрибельный» даже в XXI веке, чёрно-белая гамма ему даже кстати (там всё в борьбе чёрного и белого, всё наподобие шахматной партии, свет и тени только добавляют трагизма), игра актёров естественна и передаёт дух изображаемой эпохи.

Советский фильм смотришь, просто потому что это хороший фильм. То, что он по шекспировской трагедии – вторично. Другие экранизации смотришь с оглядкой на то, что это вариант «Гамлета», а уж потом – что это хороший или посредственный фильм. «Пятёрка»!

"Гамлет", 1964
"Гамлет", 1964

Считаете ли Вы, что творческое долголетие «Гамлета» оправдано?

Как Вам эта трагедия Шекспира?

Как Вам советский фильм «Гамлет»?

Читайте продолжение: Часть 2 (про 2 зарубежных фильма)

#гамлет #советское кино #советскоекино #культура