Шекспир – гордость Великобритании, часть мирового культурного наследия, автор сюжетов, которые по сей день вдохновляют писателей и сценаристов и воспроизводятся в той или иной форме. Все его пьесы и сонеты интересны по-своему. Здесь прикоснусь к «Гамлету» (Hamlet,1603).
«Гамлет» – источник знаменитых фраз, мудрых замечаний о жизни. Один монолог «Быть или не быть?» чего стоит.
Вот небольшая подборка:
«Два месяца – и не забыт ещё! Тогда есть надежда, что память о великом человеке переживёт его на полгода». (Гамлет саркастичен)
«Это так же просто, как лгать». (Гамлет ироничен)
«Не тешьтесь мыслью, будто причина всех несчастий не в Вашем поведенье, а во мне!» (Гамлет критичен; эта фраза – хороший совет, который перестали давать нынешние психологи своим пациентам)
«Вы губка, питающаяся соками королевской милости». (Гамлет откровенен – о придворных)
«Век расшатался. И скверней всего,/ Что я рождён восстановить его.» (Гамлет патетичен)
«Всего страшится тайная вина и этим страхом изобличена». (Гертруда мучима совестью)
«За что прощать того, кто твёрд в грехе?» (Клавдий рационален)
«Там [в Англии] в нём [в Гамлете] этого [безумия] не заметят, там все такие же сумасшедшие, как он сам.» (могильщик передаёт «привет» Шекспира родной Англии)
«Державный Цезарь, обращённый в тлен,/ Пошёл, быть может, на обмазку стен». (Гамлет философствует о бренности всего сущего)
С тех пор как появился кинематограф, «Гамлета» экранизируют чуть ли не каждый год, (иногда даже чаще: в 1970-ом и в 2009-ом – по пять раз!) Какое-то «гамлетобесие», сказали бы некоторые несознательные граждане, которых утомляет регулярное поклонение шедеврам предков – будь то литературным или военным.
Даже Греция отметилась своим «Гамлетом», хотя от неё в плане кино ничего не видно и не слышно – даром что она родина театра, а значит, прародина кино.
Можно, конечно, поднапрячься и выдать обзор на дюжину экранизаций. Однако начну скромно – с трёх. Все они называются «Гамлет».
I . 1964, СССР
Фильм чёрно-белый. Тем эффектнее выглядит появление принца на белом коне – Гамлета в исполнении безупречного Иннокентия Смоктуновского. Контраст ему составляют чёрные флаги и персонажи в траурных одеждах.
Траур быстро сходит на нет: «со смешанными чувствами» вскоре после похорон затевают свадьбу. Слова Шекспира про «смешанные чувства» в кадре дублируются на немецком и французском (в репликах иностранных послов при датском дворе) – поклон международно признанному гению драматурга. К счастью, персонажи не говорят стихами, поэтому их речь естественна.
– Как это всё могло произойти? – задаётся Гамлет риторическим вопросом, совсем как герой михалковского «Солнечного удара».
Гамлет хоть и возмущён таким поворотом дел, но не выпускает возмущения «вовне». С холодным спокойствием он даёт матери и дяде понять, что он их, мягко говоря, не одобряет. Гамлет Смоктуновского умный, ироничный и прекрасно владеющий собой.
Несколько слов о воплощениях других персонажей.
Король Клавдий – оживший портрет Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна;
Королева Гертруда – чёрная шахматная Королева из «Алисы в Зазеркалье» (советский мультфильм 1982 г.), только в фильме она в белом одеянии;
Офелия – Анастасия Вертинская, превращённая в холодную и невесомую, как снежинка, красавицу посредством радикального осветления волос и затягивания в жёсткий корсет;
Розенкранц в исполнении Игоря Дмитриева уже похож на придворного интригана, которого он сыграет позднее в мюзикле «Дон Сезар де Базан».
Под тревожную музыку начинается сюжетная линия о призраке – Тени отца Гамлета.
Тень оказывается ого-го! Мы понимаем, конечно, что, с точки зрения кинематографа, «спецэффект» наивный. Но это, во-первых, действительно Тень (жутковато сливающаяся то и дело со стенами ночного замка); во-вторых, привидение с глухим загробным голосом; в-третьих, гигантский рыцарь, вышагивающий под музыку, которая сделала бы честь если не хоррору, то саспенсу.
В общем, Гамлет – смелый человек, он с этим привидение даже разговаривает.
Монолог «Быть или не быть?» Гамлет произносит на берегу моря и про себя (это отступление от Шекспира). Но уединённая прогулка по берегу хорошо подходит для размышлений о жизни и принятия решений. Гамлет сосредоточен и внешне спокоен. Почти «Христос в пустыне». Под покровом серьёзного внимания происходит колоссальная душевная работа.
Сделав свой выбор, Гамлет уже наполовину победил. Он перестаёт терзаться сомнениями, «поднимается» над ситуацией, начинает играть ва-банк.
Сделанный выбор понуждает Гамлета проститься со всем земным, мирским (вернувшись в замок, он сообщит Офелии, что никогда её не любил и посоветует уйти в монастырь), начать вести себя, словно он не от мира сего. Он становится как бы блаженным, и это даёт ему право «безопасно» искать правду, говорить правду.
Затем бродячие артисты разыгрывают перед Королём и придворными пьесу под называнием «Мышеловка». Спустя триста пятьдесят лет после Шекспира так же назовёт свою лучшую пьесу Агата Кристи. Клавдий попадает в «ловушку» и этого, конечно, он не может простить Гамлету, в чьё безумие не верит.
Количество персонажей начинает стремительно сокращаться (что снова напоминает сюжеты Агаты Кристи). Первым – после Короля-отца – «уходит» Полоний. Потом Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, пара стражников, Королева, Лаэрт, Король – и Гамлет. («И никого не стало» – как у Кристи в «10 негритятах», а у Шекспира: «Дальше – тишина»).
Диалог Гамлета с могильщиком, заговор Клавдия и Лаэрта, дуэль на рапирах – всё, как в исходной пьесе.
Вывод. Фильм «смотрибельный» даже в XXI веке, чёрно-белая гамма ему даже кстати (там всё в борьбе чёрного и белого, всё наподобие шахматной партии, свет и тени только добавляют трагизма), игра актёров естественна и передаёт дух изображаемой эпохи.
Советский фильм смотришь, просто потому что это хороший фильм. То, что он по шекспировской трагедии – вторично. Другие экранизации смотришь с оглядкой на то, что это вариант «Гамлета», а уж потом – что это хороший или посредственный фильм. «Пятёрка»!
Считаете ли Вы, что творческое долголетие «Гамлета» оправдано?
Как Вам эта трагедия Шекспира?
Как Вам советский фильм «Гамлет»?
Читайте продолжение: Часть 2 (про 2 зарубежных фильма)
#гамлет #советское кино #советскоекино #культура