Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Возможность зачета расходов водопользователей на мероприятия по охране водных объектов

Предусмотрена ли действующим законодательством возможность зачета расходов водопользователей на мероприятия по охране водных объектов?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) установлены основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями.

При этом согласно ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях в т.ч. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 данного Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

При этом к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ определены основные принципы водного законодательства.

При этом согласно согласно п. 15 ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в т.ч. на принципе экономического стимулирования охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.

В соответствии с п. 1 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 764) (далее – Правила) данные Правила устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности, предоставляемыми на основании договоров водопользования в т.ч. для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей.

При этом согласно п. 2 указанных Правил плата устанавливается на основе следующих принципов:

  • стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
  • дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна;
  • равномерность поступления платы в течение финансового года.

Согласно абз. 2 п. 5 Правила размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

При этом в соответствии с п. 6 Правил для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 14, 15 Формы примерного договора водопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165) перерасчет размера платы, установленной данным Договором за пользование водным объектом, находящимся в федеральной собственности, осуществляется в порядке, установленном пунктами 7 и 8 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 764, а за пользование водным объектом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, - в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом, предусмотренные соответственно пунктами 11 и 14 данного Договора, оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к данному Договору, являющихся его неотъемлемой частью.

Согласно п. 7 Правил в соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.

На основании изложенного, положениями Водного кодекса РФ установлено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в т.ч. на принципе экономического стимулирования охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.

При этом действующими нормативными правовыми актами перерасчет размера платы за пользование водным объектом, в связи с понесенными расходами водопользователей на мероприятия по охране водных объектов, не предусмотрен.

При этом необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 данного Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Согласно сложившейся судебной практике по вопросу зачета и возврата излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, ввиду наличия положения Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо устанавливающего право лиц, обязанных вносить плату, на возврат (зачет) суммы переплаты, отсутствие нормативного регулирования порядка зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду не влияет на реализацию лицом, обязанным вносить плату, права на обращение в уполномоченный орган по вопросу о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода и на принятие по такому обращению решения.

Таким образом, возможность зачета расходов водопользователей на мероприятия по охране водных объектов прямо установлена положениями Водного кодекса РФ.

При этом отсутствие нормативного регулирования порядка учета расходов водопользователей на мероприятия по охране водных объектов не влияет на реализацию лицом, обязанным вносить плату за пользование водным объектом, права на обращение в уполномоченный орган с заявлением о зачете указанных расходов в счет платы за пользование водным объектом.