За памятником Павлу I, стоящим на плацу перед Гатчинским дворцом, скрывается интересная достопримечательность – солнечные часы. И если их циферблат с латунным указателем – работа современного мастера, то тумба из розового гранита, служащая пьедесталом, в прошлом году отметила свое 250-летие.
Тумба была изготовлена на Петергофской гранильной мануфактуре в 1770 году. Когда ее установили в Гатчине в качестве пьедестала для солнечных часов – неизвестно. Специалисты предполагают, что случилось это при первом владельце гатчинского дворца – Григории Орлове.
При нем на месте плаца располагался подъездной двор с зеленым газоном, и солнечные часы на гранитной тумбе стали его украшением. Первоначально они были установлены ближе к пандусу – пологому спуску, предназначенному для подачи экипажей.
Когда Гатчина перешла к Павлу I, солнечные перенесли и, как докладывал в рапорте 1798 года мастер каменных дел Доменико Висконти, установили "супротив дворца на стороне саду". К тому времени на месте газонов подъездного двора появился утрамбованный плац-парад, и, вероятно, солнечные часы мешали проведению военных парадов и разводов караула.
В середине XIX "часовой столб" снова переместили на плац: сначала на место, где сейчас стоит памятник Павлу I, а после установки памятника в 1851 году – на нынешнее место.
На картине неизвестного художника 1850-х годов "Открытие памятника императору Павлу I", которую можно увидеть в Большом Военном кабинете Николая I Гатчинского дворца, легко заметить тумбу солнечных часов.
На почтовой карточке "Плац-парад и памятник Павлу I" 1938 года на гранитном пьедестале еще виден гномон – металлический уголок, тень от которого помогает определять истинное солнечное время.
На фотографии 1944 года гранитная тумба уже пустует.
Солнечные часы были восстановлены в 2011 году руководителем петербургской мастерской "Солнечный сад" Валерием Ивановичем Дмитриевым и подарены музею-заповеднику "Гатчина".
Создание солнечных часов – работа уникальная и кропотливая, основанная на системе сложных расчетов. Конструкция создается индивидуально для того места, где часы будут установлены, так как угол наклона гномона должен быть равен географической широте места. Работа осложнялась тем, что в распоряжении В. И. Дмитриева было всего две исторические фотографии, на которые можно было опереться в процессе восстановления.
Теперь каждый посетитель музея-заповедника, если повезет с погодой, может определить истинное солнечное время (оно отстает от привычного нам на 2 часа).