Мне очень часто приходилось слышать от взрослых учеников:
«Научите меня английскому, только грамматика мне не нужна».
А в последнее время советы «Не учите грамматику»,обращенные как к детям, так и ко взрослым, попадаются все чаще. У всех нормальных учителей английского такие советы вызывают бурю негодования. И я долгое время была в числе таких преподавателей.
Потом я сказала себе:
«Стоп! Раз такое огромное количество людей противятся изучению грамматики, значит, нельзя отмахнуться от всех этих людей, мол, глупенькие, ничего они не понимают».
После того, как я уж в который раз услышала это самое «Научите меня без грамматики», у меня в мозгу стала появляться догадка, что все эти люди имеют в виду совсем не то, что мы, учителя. Решила проверить. Когда услышала эту фразу в очередной раз, спросила:
«А что вы имеете в виду, «без грамматики»?»
Как это, "без грамматики"?
И знаете, что оказалось? Эти люди были вовсе не против делать упражнения по грамматике или выслушать объяснения о том, как формируется Present Simple или Continuous и в чем их разница. Но они были категорически против изучения наизусть длинных правил, типа «8 значений глагола can». Кстати, пример я взяла вовсе не с потолка. Это очень даже жизненно. Подходит как-то ко мне сын-студент и спрашивает: «Мама, перечисли мне 8 значений глагола can ». Я думала, он шутит. Оказалось, нет, совершенно серьезно. Им на занятии по английскому дали эти самые 8 значений и заставили выучить. Зачем? Неужели это хоть как-то улучшит их разговорные навыки? Вы знаете, сколько у русского глагола «мочь» значений? Сомневаюсь (если вы, конечно, не специалист по русскому языку). Так зачем это нужно знать в английском?
Иными словами, противясь изучению грамматики, обычно люди имеют в виду, что им не нужны длинные правила. И когда носители языка в своих блогах говорят «Не изучайте грамматику английского языка», скорее всего, они именно это имеют в виду (по крайней мере, я очень на это надеюсь).
То есть, грамматика как нудный свод правил не нужна обычному человеку (не лингвисту), и уж тем более она не нужна детям. "Но без совсем без грамматики же нельзя", - скажут некоторые из вас, и будут абсолютно правы. Конечно, без грамматики будем общаться "твоя моя не понимай". Но...
Любому человеку, и в особенности детям, английская грамматика должна подаваться сугубо с практической точки зрения, маленькими порциями. Забудьте о правилах, которые нужно выучить наизусть, о списках, типа, «Случаи употребления Present Continuous ». Все равно ребенок не запомнит все эти случаи (кстати, взрослый тоже).
Нужна ли грамматика дошкольнику?
Некоторые категорически скажут:
"Да что вы, какая грамматика маленькому ребенку!"
И опять-таки, будут правы, если под грамматикой они имеют в виду правила и аналитические объяснения, типа "Вопросы в Present Simple образуются ..." Но можно же преподносить ее и по-другому. Так, как ребенок осваивает грамматику родного языка.
Дошкольники – это дети, у которых аналитическое мышление находится в зачаточном состоянии. Но все-таки неправильно говорить, что дети дошкольного возраста совсем не умеют анализировать. Дети великолепно умеют делать выводы от частного у общему, то есть, у них замечательно развито индуктивное мышление. Именно благодаря индукции дети так хорошо осваивают родной язык. Иногда именно выводы, построенные на индукции, приводят детей к замечательному словотворчеству, веселящему окружающих взрослых.
Помните, как ваш ребенок употреблял неправильные формы глаголов при спряжении:
ходить – ходю,
видеть – видю.
Или:
много людей - один людь.
Все очень логично. Ведь если
много лошадей, но одна лошадь,
то тогда
много людей, а один людь.
Дети не знают правил, и уж тем более исключений из них. Они пользуются только своими наблюдениями и выводят из них собственные правила, которые в большинстве случаев оказываются совершенно правильными.
Это великолепное умение детей сам Бог велел использовать при изучении английского. Детям-дошкольникам можно и нужно давать английскую грамматику, но не в форме правил, а в форме моделей, шаблонов.
Например, маленьких детей можно обучить спряжению глагола to be, формированию отрицаний и вопросов в Present Simple, можно научить глаголу can, и не только в утвердительной форме, но и в отрицательной и вопросительной. И все это по шаблонам, не употребляя сложных терминов.
Например, если все время ненавязчиво употреблять шаблоны с I am / You are / He is / She is / We are / They are ( имя, настроение, возраст, характер, рост, размер), ребенок очень хорошо запомнит спряжение глагола to be. При этом мы обходимся без страшных и совершенно непонятных ребенку слов, типа "спряжение", "глагол" и без таблиц, которыми ни один маленький ребенок не умеет пользоваться. (Подробнее, как заниматься с дошкольником, описано в этой статье.)
Когда ребенок стал уже немного постарше (5, 6 лет), мы можем уже давать ребенку карточки с написанными на них I / am / You / are / He / is / She / is / We / are / They / are , чтобы ребенок мог правильно совместить формы глагола to be с соответствующими местоимениями.
C грамматикой тоже можно играть!
Очень хорошо идут с детьми простые грамматические игры с карточками, которые можно сделать самостоятельно дома – от банальных соединялок (ребенок должен соединить карточки-местоимения с соответствующими каточками-формами глагола to be ).
На примере указательного предложения It is a … мы можем замечательно потренировать вопросительную и отрицательную формы. Естественно, слова, используемые в грамматических играх, должны быть ребенку уже хорошо знакомы.
Играем вот в такие простые игры.
1. Тренируем It is a ... и It is not a ...
Положите перед ребенком три карточки с картинками, обозначающие предметы (например, book , bag и bed ).
Рядом положите лицом вниз вперемежку несколько карточек V или X . Карточка V означает, что ребенок должен составить утвердительное предложение (например, It is a bag ). Карточка X означает, что ребенок должен составить отрицательное предложение (например, It is not a desk ).
Чтобы задание проходило веселе, добавьие игровой момент. Например, за каждое правильное предложение ребенок получает фант или смайлик. А за неправильное он должен два раза подпрыгнуть на одной ножке. Такое задание пройдет особенно весело, если в нем будет принимать участие одновременно несколько детей.
Внимание! Если вы еще не тренировали артикли, подбирайте слова, начинающиеся с согласного звука, чтобы не получилось предложение It is a apple и чтобы не отвлекаться на посторонние объяснения. Артикли будем тренировать отдельно!
2. Теперь тренируем вопросы Is it a ...?
Делаем все, как и в пункте 1, но теперь рядом с карточками-картинками кладем карточки V или ? . Карточка ? означает, что ребенок должен составить вопрос со словом, которое иллюстрирует картинка (например, Is it a book ?).
3. Супермикс
Теперь тренируем сразу и утверждения, и отрицания, и вопросы.
Раскладываем лицом вниз рядом с картинками вперемежку карточки V , X или ? . Ребенок тянет карточку и составляет утвердительные, отрицательные или вопросительные предложения в соответствии с вытянутой карточкой.
Как и раньше, не забываем добавлять немного сумасшествия в выполнение заданий. Прыгаем на одной ножке на месте, до стены и обратно, бегаем, кричим «Кукареку» и т.п. Чем больше подвижных «штрафов», тем веселее ребенку будет заниматься и тем дольше вы удержите его внимание.
И все время придерживаемся главного правила: как только заметили, что ребенок устал, или ему просто надоело, останавливайтесь. Занятия должны быть всегда в радость. И чем младше ребенок, тем крепче нужно держаться за это правило!
В следующий раз я расскажу еще о более «сладких плюшках», которые увлекают ребенка и делают занятие больше похожими на игру.