Разработчик: 3D Realms
Издатель: Apogee
Дата выхода: январь 1996
Совсем недавно, в прошлом месяце, свой 25-летний юбилей отметила игра "Duke Nukem 3D". Хороший повод вспомнить об этом замечательном шутере.
Как игровой персонаж, "Duke Nukem" появился на свет ещё в 1991 году. Первые две игры с его участием были платформерами, и только в 1996 году, Дюк постучался в набирающий обороты жанр 3D-Action. Скромность не про нашего героя, поэтому правильнее сказать - ворвался, распахнув все двери своим фирменным пинком ногой. Игроки пали перед его харизмой и обаянием. Он стал первым персонажем 3D-Action умеющим разговаривать и отпускать шуточки, обладающим собственным характером, что выгодно выделяло его от коллег из "Doom" или "Heretic". Да, временами Дюк казался слишком вульгарным, но за всей его пошлостью и разбитыми писсуарами проглядывала очень оригинальная и интересная игра.
Уровни радовали своим дизайном и открытой архитектурой. Два из трех эпизодов игры происходили в столь узнаваемых и близких каждому из нас декорациях: офисы, ночные клубы, кинотеатр, подземка. Из геймплейных новшеств 3D Realms реализовали возможность летать и плавать под водой. Часть оружия также удивляло своей нестандартностью. Где ещё на тот момент можно было пострелять из замораживателя или уменьшителя противников? По первым впечатлениям "Duke Nukem 3D" рисовался чуть ли не идеальной игрой, что, конечно, не совсем так: графический движок выдавал далеко не передовую картинку, разочаровывал скудный набор монстров, кочующий из эпизода к эпизоду, а перестрелки с ними были все же менее яростными и напряженными чем в "Doom". Однако достоинства перевешивали минусы.
Едва появившись на прилавках, игра сразу стала культовой и сумела навязать немалую конкуренцию вышедшему в тот же год первому "Quake". Если творение Id было холодным воплощением технологичного совершенства, то "Duke Nukem 3D" брал свое за счет до боли знакомого окружения, юмора, ломания барьеров между игроком и персонажем.
Игра прожила долгую жизнь. К "Duke Nukem 3D" регулярно выходили дополнения, как фанатские, так и официальные. Последнее, "20th Anniversary World Tour", вышло к 20-летнему юбилею игры и содержало в себе новые уровни и улучшенную графику. Сам Дюк Нюкем, будучи собирательным образом из героев боевиков, за это время стал знаковым персонажем для игровой индустрии. Постоянно ходят слухи о его экранизации, также наш герой появился в качестве игрового персонажа в обновленной версии игры "Bulletstorm" 2017 года.
Ныне права на игру принадлежат студии Gearbox Software. Пока у них нет никаких далекоидущих планов о развитии серии. Студия хорошо помнит в какую муку вылилась разработка последней части "Duke Nukem Forever" и не хочет повторять ошибок 3D Realms. Дюк Нюкем пока в заслуженном отпуске и наверняка коротает время в компании Гордона Фримена, Джона Р. Блейда из игры "Sin" и прочих былых героях жанра 3D-Action, ждущих своего часа выйти из забвения.