Найти тему
ПАНТОГРАФ

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ПО ТРАМВАЯМ ГОРОДОВ ЮГА РОССИИ

Нашел у себя в архиве такой материал, подготовленный мной довольно давно. Немного его освежил и предлагаю Вашему вниманию.

Список городов Северного Кавказа, где работал или работает в настоящее время трамвай:

Владикавказ. Трамвайное движение было открыто в августе 1904 года на узкой колее франко-бельгийской компанией. В 1918 году хозяйство было национализировано. После гражданской войны трамвай некоторое время не работал. В 30-е годы сеть перешили на широкую колею. На узкой колее в основном работали вагоны иностранного производства, в частности «Сименс-Шуккерт». На нормальной колее эксплуатировались «Х», КТМ/КТП-1, КТМ/КТП-2, с 1972 года чешские Т-3, с 1988 Т-3М. Позднее были закуплены КТМ-5М3 и КТМ-8К (с 1993 года). Последнее пополнение подержанные "Татры" из Германии, полученный в 2002-2010 годы.

«Татра» T- 4DM, Владикавказ, источник фото news-r.ru
«Татра» T- 4DM, Владикавказ, источник фото news-r.ru

Грозный. Колея 1524мм. Трамвайное движение было открыто в 1932 году. В 30-50-е годы работали поезда серии Х+М. С 1950 года маршруты стали обслуживаться вагонами серии КТМ/КТП-1. С 1961 года на линию стали выходить усть-катавские поезда КТМ/КТП-2. С 1970 года начались поставки вагонов КТМ-5, а с 1981 года чешских «Татр-3». Система была разрушена в 1994-1995 годах во время 1-ой чеченской войны. В августе 1996 года планировали возобновление движения, для чего даже предполагалось закупить несколько вагонов, но город был взят боевиками. В преддверии своего разрушения в Грозном работали трамваи моделей КТМ-5М3.

71-605, г. Грозный, источник фото zarema1010.livejournal.com, исходное фото pastvu.com
71-605, г. Грозный, источник фото zarema1010.livejournal.com, исходное фото pastvu.com

Краснодар. Колея 1524 мм. После Октябрьской революции в город поступили поезда серии Х+М. После войны на маршрутах появились усть-катавские поезда КТМ/КТП-1. Впоследствии поступали вагоны моделей Т-3, КТМ-5М3, КТМ-8К, КТМ-19КТ. В наше время парк пополнился трамваями моделей 71-623, 71-631, 71-407 и единственным 71-931 «Витязь».

71-605ТН (КТМ-5М3Р8) - модернизированный КТМ-5М3, г. Краснодар, фото Олег Бодня
71-605ТН (КТМ-5М3Р8) - модернизированный КТМ-5М3, г. Краснодар, фото Олег Бодня

Нахичевань-на-Дону. Движение электрического трамвая было открыто в 1902 году. При этом еще с 1890 года существовала конная линия, ведущая в Ростов-на-Дону. В 1928 году Нахичевань вошла в состав Ростова-на-Дону и трамвайные системы городов окончательно слились в единую.

Нахичевань-на-Дону, 1911 год, источник Википедия
Нахичевань-на-Дону, 1911 год, источник Википедия

Новочеркасск. Колея 1524мм. Предыстория Новочеркасского трамвая начиналась в конце 30-х годов. Тогда было принято решение о строительстве первой линии от железнодорожного вокзала через центр города к паровозостроительному заводу. Стройка должна была закончиться в 1939 г., однако шла она очень медленно и не была завершена даже к 1941 г. Начавшаяся война и вовсе перечеркнула все планы. Уложенные уже рельсы были демонтированы для нужд фронта. Первые вагоны модели КТМ/КТП-1вышли на линию в 1954 г. На начало 2000-х годов эксплуатировались вагоны моделей КТМ-5М3, КТМ-8К (один вагон), КТМ-8КМ (один вагон). С завода предприятие получало трамваи моделей 71-619К и 71-407, а из Москвы прибыли трамваи модели 71-619А. В городе имеется 4 маршрута. Два из них достаточно протяжённые и в целом трамвайная сеть города составляет 42 км пути.

71-407-01 в Новочеркасске, источник фото http://transport.novocherkassk.net/, автор Дмитрий Ковалев
71-407-01 в Новочеркасске, источник фото http://transport.novocherkassk.net/, автор Дмитрий Ковалев

Пятигорск. Колея 1000 мм. Движение было открыто в 1903 году. Эксплуатируются вагоны моделей КТМ-15, КТ-4СУ, Т-4D, КТ-4D. Трамваи моделей Т-3 остались лишь в качестве служебных. Официально числится 8 маршрутов трамвая, но на маршруты 3 и 6 подвижной состав не выпускается.

Т-4D, Пятигорск, источник фото dgl.ru
Т-4D, Пятигорск, источник фото dgl.ru

Ростов-на-Дону. Колея 1435 мм (единственная в России). Движение было открыто в 1901 году. На линии работали вагоны бельгийского производства. С 1913 года наряду с ними стали работать и отечественные трамваи Мытищинского вагоностроительного завода. Трамвай, как единственный в те времена вид городского транспорта, развивался быстрыми темпами, и уже к 1914 г. в Ростове было 7 маршрутов. После революции на маршрутах появились трамвайные поезда Х+М. На базе «стандартных» вагонов в Ростове сооружали открытые вагоны, получившие название «холодок». После войны в город поступали усть-катавские КТМ/КТП-1, при этом моторные вагоны имели штанговый токоприемник. В пик своего расцвета, на рубеже 80-х – 90-х гг. прошлого века, трамвайная сеть города протяженностью 120 км имела 17 маршрутов, которые обслуживали 300 вагонов целых четырех депо. Примерно с 1994 г. начинается развал трамвайного хозяйства. Постепенно изнашиваемый подвижной состав практически не обновлялся, за исключением приобретения подержанных вагонов в Германии. Часть вагонов КТМ-5 пришлось продать в Краснодар. Один за другим закрывались маршруты, демонтировались рельсы на значительной территории города. Были закрыты Октябрьское и совмещенное трамвайно-троллейбусное Кировское депо. Всё это привело к тому, что в 2002 году в городе работало уже 7 маршрутов трамвая. Эксплуатировались вагоны моделей Т-3, КТМ-5М3, КТМ-8К, Т-6В5, Т-4D. Город был первым потребителем чешских вагонов в бывшем СССР. Еще в 1957 году в город поступили вагоны модели Т-1. Последний из них был цел еще сравнительно недавно. Это был служебный вагон с частично срезанным кузовом. Трамвайные вагоны модели Т-1 в СССР больше нигде не работали. Были в Ростове и «Татры» Т-2. В настоящее время эксплуатируются модели вагонов 71-619КТУ, 71-619КУ, 71-911E «City Star», «Татра» T-6B.

71-911E «City Star», г. Ростов-на-Дону, источник фото http://transport.novocherkassk.net/, автор Дмитрий Ковалев
71-911E «City Star», г. Ростов-на-Дону, источник фото http://transport.novocherkassk.net/, автор Дмитрий Ковалев

Таганрог. Колея 1524мм. В 2002 году эксплуатировались вагоны моделей КТМ-5М3, первые экземпляры которых поступили еще в 1970 году, КТМ-8. Работали в городе и усть-катавские вагоны первой модели. Трамвайное движение было организовано в Таганроге в 1932 г. В 2002 году работало 8 трамвайных (№№ 2-9) маршрутов. В 2019 году работало 8 маршрутов трамвая: 1/3,2,3.5-9. В 2006-2007 годах парк пополнили трамваи производства ПТМЗ модели 71-134А. В 2010-е годы с завода поступило немного вагонов моделей 71-407 и 71-623. В 2013 году город получил крупную партию подержанных трамваев из Москвы моделей 71-608К, 71-608КМ и 71-617. В настоящее время ожидаются трамваи типа 71-619А из Москвы, а также в город из столицы поступили модернизированные вагоны Т-3, таким образом впервые в истории Таганрога появились вагоны «Татра».

71-134А, г. Таганрог, источник фото http://ymtram.mashke.org/
71-134А, г. Таганрог, источник фото http://ymtram.mashke.org/

Шахты. Колея 1524мм. Трамвай работал в Шахтах с 1932 г. В лучшие времена в городе было 5 маршрутов. Но в 90-х гг. начался развал трамвайного хозяйства, постепенно закрывались маршруты, и, в конце концов, их осталось только два: № 4 и № 5. Система закрыта осенью 2001 года. В преддверии ликвидации трамвайного движения эксплуатировались вагоны моделей КТМ-5М3, КТМ-8К. Ранее в этом городе также работали усть-катавские вагоны моделей КТМ/КТП-1.

71-605, Шахты. 1992 год, фото Ааре Оландера
71-605, Шахты. 1992 год, фото Ааре Оландера

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал был подготовлен в 2002 году, обновлен в 2021 году.

Другие материалы канала по теме транспорта:

Петербург планирует в течение пяти лет приобрести 600 новых трамваев

Немного снимков московских трамваев за 2009 год

Монорельс с кузовом от провального рижского трамвая

-10