5 февраля 1938 на Бутовском полигоне были расстреляны 247 человек
https://bessmertnybarak.ru/article/5_fevralya_1938_goda/
Сегодня (5 февраля 1938 года) на Бутовском полигоне был расстрелян мой прадед Семён Осипович Поветников. По обвинению в контрреволюции. Реабилитирован задним числом, как все, расстрелянные 5 февраля.Прадеду было уже 64 года...
Наши родственники так и ушли на тот свет, не узнав, как погиб их отец, муж, брат... Думали, что по ложному обвинению его отправили в Сибирь, и он умер, не выдержав этапа.
Нет... Это было не так. Однажды я обратилась в ГАРФ с запросом, и меня пригласили ознакомиться с расстрельным делом. Мы поехали с дочерью, нам принесли дело... Дочь обратила внимание, что прадеда приговорили к расстрелу 26 января, и 26 января мы впервые увидели историю его приговора...
А потом, на основании материалов ГАРФА я писала к руководителю Бутовского музея и мемориала:
"Здравствуйте, Анатолий!
Как мне показалось на данный момент, дело сфабриковано.
Был некто - бывший жандарм Егоров, кто служил с прапрадедом Поветниковым Семеном Осиповичем в полиции (прадед работал в царской полиции за 31 год до расстрела, пришёл с царской службы в 26 лет, и стал полицейским в 1901 году, работал городовым 1 год).
Жандарма Егорова арестовали НКВД, и дед об этом знал, т.к., в допросе он сам об этом упомянул, (и видимо, знал также, что именно Егоров о нём сказал на допросах). (Еще дед назвал две фамилии, с кем служил в полиции, они к тому времени умерли).
Кто ещё, кроме арестованного Егорова, мог вспомнить в 1938 году, что прадед был городовым в 1901?
Свидетели (осведомители) были не истринскими (я позже пришлю копии протоколов, их пока не отдали), и только один истринский, но он родился на год позже, чем прадед отслужил в полиции, то есть в 1902.
В деле есть требование к Горсовету Истры дать справку о прадеде. Те написали, что он лишенец. А дед в допросе это категорически отрицает. Видимо, горсовет, со страху написал - дескать, живет контрреволюционный элемент, а мы и не знали, и не лишили его избирательного права.
Дело состряпали быстро - с 27 декабря по 26 января подвели под расстрел.
Надо понимать, что когда арестовали Егорова (видимо, в декабре 1937 года), за дедом стали следить.
Кроме того, что дед был городовым, ему инкриминировалась контрреволюционная и террористическая деятельность, фашизм, пораженческие настроения, чего нет даже в свидетельских показаниях.
Это потом в своем заключении усугубил Васильев - нач. Истринского р/о УНКВД. Зачем это ему было нужно?
Но, чувствуется, был зол на деда.
Может, потому, что тот отрицал свой терроризм и контрреволюцию?
Свидетели почти в один голос говорят, что прадед был недоволен советской властью, говорил, что она всех разорила, что Тухачевский стоял за народ, а его предали и убили, что Япония воюет не с Китаем, а красным коммунизмом.
Один показал: "Поветников говорил, что будет война, и что Гитлер у себя уничтожил коммунистов, а потом придет к нам и у нас уничтожит".
Говорил ли это дед, не известно, на допросах до конца все отрицал.
Ему также приписывалось, что он был осведомителем в полиции в 1901, и дед на допросе сказал, что да, он в чайных и магазинах по заданию полицейского начальника прислушивался к настроениям рабочих. Именно прислушивался - так в допросе.
Странно, почему он решил в этом признаться, мог бы и наврать чего-нибудь, например, что именно поэтому только год проработал в полиции - не захотел людей подставлять.
А, может, это так и было, а, может, наврал на него допрашивающий Васильев.
Потому, что где логика была у деда, если он, зная, что это самый веский против него аргумент, его не отрицал?
Разве лишь со злости, ненавидя все эти предреволюционные настроения и постреволюционный произвол, зная, что все равно убьют?
Но опять не стыкуется. Тогда - из ненависти - надо было свои подтвердить и контрреволюцию и терроризм.
Поэтому, видно, что дело шито белыми нитками, тем более, что была установка уничтожать всех, кто имел отношение к царской власти. А уж тем более, смел высказать недовольство властью существующей.
Копии пришлю, как только получу.
Спасибо Вам за все. Светлана ".
Из Книги памяти Московской области и Книги Памяти жертв коммунистического террора:
Поветников Семен Осипович: 1874 года рождения
Место рождения: Московская обл., г. Истра; истопник, Истринское отделение Госбанка; место проживания: Московская обл., г. Истра, Пролетарская ул., 107
До революции - Поветников был из мещан, жена - столбовая дворянка Арапова Александра Филиппова, у них в Истре был яблоневый сад, небольшое производство пастилы; потом всё отобрали, он стал работать истопником при банке.