Найти тему

Как не застревать в негативных событиях


В психологии есть понятие - застревающее состояние психики. Эту длительную задержка психики человек на конкретном событии или чувстве, через синоним, можно назвать “задерживающийся характер”, или понятием “ вязнущее состояние ”. По Леонгарду данный застревающий тип акцентуации еще называют аффективно застойным.
Вы соглашаетесь с тем, что в норме - когда градус эмоций человека, постепенно снижается? Сначала идет пик переживаний , затем происходит
разрядка после которой, чувства идут на убыль .

В случае “вязнущего состояния”,
аффекты не нивелируются , а возвращаются с яркой эмоциональной силой, при малейшем воспоминании события (человека). Это можно наблюдать, как у школьника в семье, который застрял в беспокойстве о сдаче ЕГЭ или у родителя при виде людей в масках. Давайте определим важные аспекты.

Особенности акцентуированной на застревании личности:

1. Длительно и интенсивно переживают собственные успехи;
2. Злопамятность;
3. Делят людей на “своих” и “чужих”. Причем “свои” могут, одномоментно, попадать в разряд “врагов”;
4. Чувствуют несправедливость к себе, основываясь на личные домыслы;
5. Имеют незрелую фантазию и патологическую ревность;
6. Завышенная требовательность к себе и другим;
7. Конфликтность и обидчивость;
8. Осознанный выбор одиночества

Можно выделить и
положительные характеристики данного типа:

1. Выносливость;
2. Честолюбие;
3. Упорство

Именно последние качества помогают людям добиваться
высоких результатов в карьере . В тоже время, перманентное нарастание аффекта ведет к длительным поражениям в других сферах. Например: постоянные проблемы при создании семейной пары или отношениях с родителями или детьми. Также, провал успеха в делах циклически настигнет человека в “вязнущем состоянии”. Потому что беспрерывные смены периодов падений и удовлетворения вызывает параноический аффект .

Причины застревания

Некоторые теории развития застревающе-параноического типа, связывают это с генетикой.
А вот психоанализ это аргументирует
особенностями развития в раннем детстве . С наибольшей вероятностью этот тип развивается в детях авторитарных семей и часто подвергаемых наказаниям и унижениям .
Как только ребенок утрачивает доверие близким, вместе с этим уходит оно и к окружающим людям.
Недоверчивость будет выливаться в агрессию к посторонним людям, как вид защиты. Например: при такой модели поведения с людьми (на этапе школьного возраста) и зарождается привычки винить окружающих в собственных неудачах .
Даже без психоанализа и Вы отмечаете, что “задерживающийся характер” может проявляться и во взрослом возрасте
без причин из детства . Влиять на формирование аффекта могут события, которые непрерывно “возрождают” в сознании эмоциональные Media . Вот почему просмотр новостей по ТВ или YouTube, а также компьютерные игры или негативные послания через презентации учителей о сложности сдачи ЕГЭ способны навредить психике .

Чем
раньше будет выявлена акцентуация личности,тем быстрее можно провести коррекцию для развития положительных сторон характера.

Как диагностировать и корректировать

Воспользуйтесь самостоятельно тестами по выявлению данного вида акцентуации.
- опросник А.Е.Личко (ориентирован на подростков);
- опросник К. Томаса выявляет склонность к конфликтам;
- опросник Г. Шмишека (вариант для взрослых, можно адаптировать для детей)

Работа психологов с данным типом
крайне сложна . Это связано с тем,что человек находится в постоянном поиске подтверждений в своей правоте. Это усложняет взаимодействие и специалист дает рекомендацию пациентам самостоятельно работать над контролем эмоций,чувств и раздражителями. Если Вы замечаете у себя или близких признаки “вязнущего состояния” эти рекомендации для вас:

- Послушайте на Youtube
бесплатные лекции Юрия Бурлана по системно-векторной психологии;
- Нужно развивать навыки общения с людьми для большего их понимания;
- В любой ситуации нужно держать фокус на позитивных моментах;
- Утром и вечером слушать комплекс медитаций по 6-9 мин в приложении “Meditopia”;
- Изучите детскую психологию. Рекомендую
курс Тани Поль;
- Больше общайтесь с малышами (соседей, волонтерство). Развивайте
непредвзятость мировоззрения;
- Открывайте увлечения онлайн с возможностью снижать стрессы и напряжения. Рекомендую бесплатный интенсив по нейрографике от Оксаны Авдеевой;

Часто к психологическим проблемам приводят
токсичные мысли и накопившиеся негативные эмоции. От них можно избавиться, записав подростка в Клуб по интересам. В период пандемии, молодежь активно посещает Медиа-Клубы “Интернатива” , где школьники учатся создавать свои IT-проекты и общаться в цифровом пространстве. Лаборатория по медиаграмотности с 2010 года помогает интересно осваивать цифровые навыки, одновременно формировать школьный успех ,через упражнения в когнитивных тренажерах. Что активно помогает корректировать застревающий тип акцентуации.

В условиях карантина и самоизоляций, взрослый (родитель) не сразу может понять,
как развивать навыки общения с незнакомыми людьми . В этом помогает волонтерство и организация собственного дела . Примите предложение к сотрудничеству от нашей команды IT-разработчиков, интернет предпринимателей.

Настроив деловое пространство в домашних условиях , где требуется работа с людьми, можно “поймать двух зайцев”: формировать благополучие и делать э ффективную профилактику “вязнущего состояния”.
Открывайте перспективные стратегические партнерства, наставничество в учебе, бизнесе и живите полной жизнью!

От Марченко Веры эксперта социалномики,
разработчицы дистанционных моделей домашнего обучения IT, Media, English
Дизайн: Олег Сергачев (ученик 10 кл., Украина)