Я всегда думал, что человек - пленник своей жизни. Но открываешь книжку этого психотерапевта о психически больных людях, - сначала испытываешь радость дурака: "Боже мой, хорошо, что это минуло меня", - потом начинаешь беспокоиться: "А вдруг это еще впереди?"
И будет так, как у классика:
"Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака".
Но дальше находишь рецепт! Кратко его можно сформулировать так, как это сделал автор.
"Миф - это способ придания смысла бессмысленному миру, это повествовательная форма, делающая важным наше существование."
(Ролло Мэй)
Сконцентрируемся на двух примерах из книги!
Первое исследование "Ценность мифа для пациента"
Молодая женщина Дебора в процессе лечения у психиатра раскрыла ему свою "карту жизни", если можно так сказать. Она живет в пространстве своего мифа, где есть Королевство и мифические герои. Она сбегает к ним, и у них находит утешение. Это происходит , когда ее обидели, когда ей страшно и одиноко. Психиатр клиники, доктор Фрида Фромм-Райхманн в программе лечения использует эту мифологию. Она встроила этих богов в процесс лечения. И Дебора научилась понимать, что "мифы были плодами ее собственного творческого воображения". Доктор лишь констатировала факт, что пациент ведет себя спокойно, испытывает больше естественных чувств, делится мыслями, и более того, постоянно пишет книгу о своих мифах.
Это длилось до того момента, пока доктору не пришлось уехать. Новый психиатр трактовал мифологию Деборы как галлюцинации. Он взялся всячески возвращать Дебору в реальность, отрезая любые поползновения пациента к мифам. Состояние Деборы ухудшилось, она замкнулась, в итоге "устроила пожар и искалечила саму себя".
"Мифы - это наши собственные интерпретации нас самих"(Ролло Мэй). Новая ситуация с Деборой оказалась стрессовой для нее с того момента, когда у нее выбили почву из под ног - ее представление о мире, ее связь с этим миром.
У человека отобрали миф - и все разрушилось!!!
Нам факты заменяют нашу жизнь, а точнее - наша интерпретация фактов заменяет нам жизнь, а еще точнее, наша мифология фактов заменяет нам жизнь.
Представьте, что произойдет, если мы утонем в фактах, как это и случается со многими, - мы начнем плавать лишь на поверхности, будет стираться способность чувствовать, утратится глубина мысли. Помните, как шекспировский Король Лир взывает к Глостеру: "...ты видишь, что творится на свете", затрагивая проблему понимая частной жизни как части жизни всех людей.
Еще можно сказать, что факты заменяют нам миф. Устав от жизни, человек уходит в депрессию или бросается " во все тяжкие". У него может быть материальная обеспеченность, но нет мифологической опоры. Нет например, мифа о роли юноши - мужчины - мужа - отца - деда. Или мифа о роли творца жизненного пространства - мага радостных ощущений - носителя жизненных благ.
Как пишет Питер Бергер: "С помощью мифов человек поднимается над болотом обыденности, обретая силу...".
Аристотель пошел еще дальше: "Кто дружит с мудростью, тот дружит с мифами".
Ясно, что наше существование и наша борьба протекают в мифе, который мы себе придумали. Миф делает нас такими, какие мы есть. И персонаж, которого мы играем в жизни становится для нас реальным.
И второе сенсационное исследование из книги "Ошибка в выборе мифа"
Один искусствовед, писатель (назовем его Чарльз), в силу возрастных рубежей и временных неудач стал испытывать психологический дискомфорт, - он взял себя в руки - много работал, читал, занимался психоанализом, но отчаялся и пришел к психоаналитику.
После проведения техники ассоциаций, оказалось, он считает себя неудачником, но трудягой, не талантливым, но старающимся, не богатым, но выживающим, не признанным обществом, но достойным похвалы.
Он был в плену "мифа об убогом бродяге".
"Он идентифицировал себя с ним. Этот персонаж стал для него реальным" - пишет психотерапевт Мэй. Это был миф, который пожирал этого человека. В итоге миф был заменен на другой и дела пошли в гору.
Причина его бед - он избрал себе не тот миф!!!
Совершенно ясно, мы существуем не только в своем времени и пространстве, мы находимся и в субъективной реальности мифа.
Понимая многовековую культуру как пространство жизни, сокровищницу, базу знаний, психоаналитики доказывают своей практикой, что это еще и лечебница.
Нам остается только избрать свой сценарий мифа.
В этой статье картины шведской художницы Майи Мякила не случайны. Она шизофреник, и являет собой тот тип людей, который с помощью мифа справляется с недугом. Мякила известна своими психоделическими картинами.
#книга
Читайте на канале статьи по теме "Искусство и психические заболевания":
Как создается живопись, которую психологи применяют в арт-терапии
Зачем Матиас Лугер фотографирует женщин?