Найти тему

Сведения о фамилии Аджиевых из различных карачаевских сайтов

Прежде, чем перейти к теме данной публикации, я хочу поделиться с вами одной моей заветной мечтой. Моя самая главная, стержневая, краеугольная, генеральная мечта, мечта всей жизни – узнать всё о моём происхождении. Узнать всё без утайки. Без миллиграмма лжи. От начала начал. От самого первого родоначальника. От Адама и Ноя. И мне при этом совсем неважно, кем по происхождению были мои предки. Узнав всё это, я мысленно обниму их всех и поклонюсь им до самой земли.

Старейшины карачаевцев
Старейшины карачаевцев

Когда-то я думал, что этой мечте невозможно сбыться. И тем не менее, я пытался всё разузнать. Когда другие отдыхали и предавались различным плотским утехам, я ездил к старейшинам моей фамилии в село Звандрипш Гудаутского района Абхазии и подолгу расспрашивал их о наших с ними предках.

Мне кажется, что я рано повзрослел. Наверное, где-то с 14 лет. И слава Всевышнему, у нас в роду были замечательные старцы, которых я застал при их жизни. Это мои дяди – Сократ, Платон, Чанта и Джота Дасаниа. Но рассказанного ими было крайне недостаточно. Мой отец, Мкан Хигович Дасаниа, с 6-месячного возраста воспитанный в семье своей тёти со стороны матери, находившейся в семье Хокориа, мало чем мог мне помочь. И потому мне пришлось рассчитывать только на себя. С тех пор я выявил и зафиксировал имена 88 предков двух моих сыновей – Инала и Баграта. Эти предки являлись представителями 39 абхазских фамилий.

Карачаевцы из аристократического рода. Семейство Крымшамхаловых
Карачаевцы из аристократического рода. Семейство Крымшамхаловых

Кто-то скажет, что это много, но, на мой взгляд, он окажется неправ. 88 предков – это капля в море. Но что даст человеку знание этих имён без знания историй их жизни, без знания их происхождения и, самое главное, гаплогруппы? Лишь в 50 лет, три года назад, я понял замысел, почему наш великий Создатель дал мне и моим предкам ту судьбу и миссию, какие у нас были и есть. Я сделал ДНК-анализ в США. Моя гаплогруппа J1 М267. По данным Википедии, гаплогруппа J1 происходит от мутации гаплогруппы J, произошедшей у мужчины, жившего около 31 600 лет назад. Последний общий предок современных носителей гаплогруппы J1 жил 27 800 лет назад. Родина гаплогруппы – Ближний Восток. Распространение J1 за пределами Ближнего Востока может быть связано с неолитическими передвижениями народов. В Восточной Анатолии (родина хаттов) значительно представлен субклад Z1842 (мой субклад). На Кавказе высокая концентрация гаплогруппы, особенно указанного Z1842, наблюдается среди даргинцев, аварцев, лезгин, чеченцев, ингушей, кумыков.

Домбай
Домбай

Говоря словами великих людей прошлого, хочу вам всем сказать: 1) уважайте минувшее – черту, отличающую образованность от дикости (Пушкин); 2) берегите вашу душу – этот «тысячеголосный хор предков» (Михаил Меньшиков); 3) «именно, ушедшие от нас в другой мир предки выполняют роль наших ангелов хранителей», «их силы по защите нас, их возможности предостеречь нас от ошибок во многом определяются тем, насколько хороша наша связь с ними, связь через память» (А. Кноу); 4) «жизненная задача всякого − познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого − познать собственное своё место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою − как члена рода как органа высшего целого» (Павел Флоренский).

Как историк, я интересуюсь в первую очередь историей Абхазии, абхазского народа, абхазо-адыгских и в целом кавказских народов, потом уже историей мира и человечества. Как этнолог, в первую очередь я интересуюсь генеалогией абхазских и в целом кавказских фамилий, историей и этнологией генеалогического и этнокультурного взаимодействия абхазского народа с народами Кавказа и Причерноморья.

Люблю я бывать в Карачаево-Черкесии. Знаменитое Форелевое озеро. Здесь я с заслуженной артисткой Республики Абхазия и душой проекта "Кавказ - наш общий дом" Макландой Квициниа
Люблю я бывать в Карачаево-Черкесии. Знаменитое Форелевое озеро. Здесь я с заслуженной артисткой Республики Абхазия и душой проекта "Кавказ - наш общий дом" Макландой Квициниа

Не так давно ко мне поступил заказ изучить историю и генеалогию карачаевского рода Аджиевых. Получив его, я спешно выехал в Черкесск. Побывал в Усть-Джегуте и Карачаевске. Однако выполнить тогда свою задачу из-за пандемии коронавируса я не смог. Уже находясь в Карачаево-Черкесии, я понял, что отчасти поставленную передо мною задачу можно решить в режиме онлайн. По ватсаппу я получаю от известных мне представителей фамилии Аджиевых генеалогическую информацию. Скачал и прочитал из интернета ряд книг по истории карачаево-балкарского народа.

Перед тем, как непосредственно встретиться с представителями рода Аджиевых, я предполагал, что Аджиевы-карачаевцы, как и некоторые другие карачаевские и балкарские фамилии, происходят от абхазов и абазин. Мне казалось, что они берут своё начало от абхазов Ажиба и абазин Аджиевых (Ажьи). Но лишь на месте, уже в Карачаево-Черкесии, пообщавшись с уважаемым Мухамматом Аджиевым из Усть-Джегуты, я понял, что ошибался. Аджиевы-абазины и Аджиевы-карачаевцы являются совершенно разными по происхождению фамилиями. К Аджиевым-карачаевцам разве что близки Аджиевы-кумыки, живущие в Дагестане.

Карачаевцы, XIX век
Карачаевцы, XIX век

Сегодня мы ознакомимся с вами со сведениями о фамилии Аджиевых, извлечёнными из различных карачаевских сайтов. И перво-наперво мы отметим особую важность и ценность значения рода для всех без исключения карачаевских семей. Как правило, каждая карачаевская семья является членом старинного рода (тукума). В судьбах семей род играл значительную роль. Он был их главной опорой. Согласно старинному красивому адату, любой карачаевец был обязан защищать интересы члена своего рода.

Точно так же, как и у абхазов, статус карачаевского рода характеризуется следующими факторами: 1) единством происхождения рода; 2) строгим соблюдением правил экзогамии, распространяющихся на все виды кровного родства и родства по свойству; 3) идеологическим единством, проявляющимся в обладании своим особым наименованием. 4) общностью территории, кровной мести и обычая гостеприимства; 5) организацией коллективной взаимопомощи членов рода во всех важных случаях жизни; 6) наличием общеродового знака (тамги), родового суда и т.д.

Праздничный наряд карачаевской женщины. ХIХ век
Праздничный наряд карачаевской женщины. ХIХ век

Карачаевские историки отмечают, что большинство родов (тукумов) входило в состав «братств» (фратрий), или союзов родов (каумов), которых объединяли, как правило, общность происхождения и отчасти искусственное родство. В XIX веке таких каумов было девять. Вместе с Байрамкуловыми, Батдыевыми, Гаппоевыми, Голаевыми, Каппушевыми, Кобаевыми, Кочкаровыми, Мамчуевыми, Салпагаровыми и Созаруковыми Аджиевы входили в каум Наурузлары.

Вплоть до ХХ века в Карачае фиксируется каумная экзогамия. В частности, Б.В. Миллер в конце XIX века сообщает, что каум (родовой союз) Наурузлары «с самого основания Карачая» не нарушало запрета на браки между тукумами своего каума. Так, «фамилии Салпагаровых, Кочкаровых, Аджиевых, Байрамкуловых и других никогда не роднились между собою посредством браков».

Семья таубия Суншева. Хуламо-Безенгийское ущелье. 1916 год
Семья таубия Суншева. Хуламо-Безенгийское ущелье. 1916 год

В Карачаево-Черкесии живёт ряд карачаевских фамилий, происходящих из Дагестана. Но и в Дагестане есть немало людей, в частности, кумыков, происходящих из Карачая и Балкарии. Среди дагестанских (кумыкских) фамилий карачаево-балкарского происхождения источники упоминают Бамат-Аджиевых и Умар-Аджиевых. Иными словами, тех кумыков, которые, судя по наименованию, произошли от Бамата и Умара Аджиевых. Согласно источнику, эти Аджиевы относились к числу привилегированного кумыкского сословия саля-узденей, произошедших от сподвижников Султан-Магмута.

Известно, что Султан-Магмут (Султан-Мут), являвшийся основателем Эндиреевского владения и родоначальником князей Кумыкской плоскости, был сыном шамхала Чопана и кабардинки из семьи знатных дворян Анзоровых. По данным М.И. Баразбиева, отражённым в его статье «Иноэтничные кавказские фамилии балкаро-карачаевского происхождения», «братья Султан-Мута, рождённые от княгинь, не признавали его равным себе, вследствие чего он вынужден был собрать вооружённые силы в Салатавии и Кабарде и заставил выделить удел, положенный ему по праву наследования».

-8

«Очевидно, − продолжает М.И. Баразбиев, − что предки Бамат-Аджиевых и Умар-Аджиевых могли присоединиться к Султан-Муту в тот период, когда он прибыл для сбора вооружённых сил в соседнюю Кабарду. Причём можно предположить, что количество балкарцев, оказавшихся таким образом в Кумыкии, совместно с кабардинцами, могло быть довольно значительным».

Время переселения балкарских родоначальников фамилий Бамат-Аджиевых и Умар-Аджиевых учёный выводит из даты правления Султан-Мута примерно с 1574 по 1635 год. Таким образом, пишет историк, можно сделать вывод о том, что они прибыли в Кумыкию примерно в 70-е годы XVI столетия.

-9

В статье «Карачаевцы и балкарцы в Русско-Японской войне 1904-1905 гг.», написанной кандидатом исторических наук Ш.М. Батчаевым, среди карачаевцев, воевавших в составе 4-й сотни Терско-Кубанского конного полка, упоминаются всадники Аубекир и Ахмат Аджиевы, которые были «за разновременные подвиги и мужество, проявленные в делах с японцами» награждены знаками отличия IV степени. Всего карачаевцы тогда получили 21 знак отличия (20 знаком IV степени и 1 знак III степени).

Среди добровольцев, выходцев из Карачая (конкретно из Учкулана), воевавших в русско-японской войне, вместе с 20-летним Аубекиром и 24-летним Ахматом Аджиевыми источники упоминают и 29-летнего Юнуса Аджиева. Они, согласно источникам, дав клятву на Коране в верности долгу и Отечеству, отправились на восточный фронт и в ходе боевых действий проявили себя с наилучшей стороны. По словам Ш.М. Батчаева, «дисциплина, внутренний порядок, боевой дух, мужество, отвага, беззаветная храбрость и героизм стали верными спутниками лихих всадников».

-10

Перед отправкой на фронт, «добровольцы были собраны в Баталпашинске, где они прошли курс боевой подготовки». «В мае части бригады были сведены в г. Армавир, − пишет историк Ш.М. Батчаев, − где им предстояло завершить боевое обучение. 16 мая на смотре бригады присутствовал командующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант князь Голицын. По завершению смотра лучшими из всех сотен были признаны 3-я и 4-я сотни Терско-Горского полка, набранные из горцев Кубанской области». И далее автор отмечает, что «20 мая бригада выступила на Дальний Восток»; «6 июля горцы прибыли в г. Ляоян, где были приданы отряду генерала Случевского»; «с тех пор, более года, карачаевцы вместе с другими горцами храбро сражались с японскими войсками во славу российского оружия, продолжая славные традиции своих отцов и дедов».

Сведения, отражённые в данной публикации, были взяты мною из сайта «karachai.ucoz.ru». Сведения проверены. Разногласий между научными публикациями и тем, как они отражены на сайте, нет. Это первая часть статьи об Аджиевых. Продолжение следует.