Наверное, у каждого советского мальчишки, чья юность пришлась на 70-80-е годы, была заветная мечта — иметь собственный мопед.
Одним из самых доступных, а потому и распространенных, был мопед «Рига», выпускавшийся на латвийском мотозаводе «Саркана звайгзне» («Красная звезда»).
Особое место в их модельном ряду, а также в сердцах тех самых мальчишек, занимают «Рига-11» и «Рига-13». Помните такие?
Очень приятные экземпляры я встретил на первом этаже музея «Легенды СССР» в городе Каминск-Шахтинском среди другой советской атрибутики.
Давайте расскажу вам про каждый из них. На фотографии выше - не «Рига-13» слева, а странный экземпляр «Риги-7». Почему он странный, я расскажу вам потом, в одной из следующих статей.
Рига-11
История «Риги-11» (в народе все называют их «Газульками») началась в 1976 году, когда она сменила устаревшую «Ригу-7».
Сначала на мопед планировали устанавливать новый мотор с автоматическим сцеплением, но после первых же испытаний стало ясно — идея провальная.
В итоге «Рига-11» сошла с конвейера с двигателем Д-6 — тем же, что был у мопеда-предшественника. Рабочий объем агрегата был всего-лишь 45 см3, а мощность едва дотягивала до одной «лошадки».
Этот «железный пони» мог разгоняться максимум до 40 км/ч. Зато топлива расходовал 2 литра на 100 км. Нет, вы только представьте: на одном баке, вмещающем 4 литра топлива, можно было проехать аж 200 км! Просто огонь!
Культовым этот мопед стал из-за обновленной конструкции, в которой устранили ошибки прошлых моделей. Например, «Рига-7» была совершенно не приспособлена к убитым советским дорогам (то есть, вне Латвии): обода колес то и дело ломались на неровных грунтовках.
Потому в «Риге-11» усилили обод и «обули» мопед в шины увеличенного сечения — 2,25-19 вместо 2,00-26 дюймов.
Еще у новой «Риги» были более высокий руль, хребтовая рама, измененное седло и топливный бак, неожиданное разместившийся сзади, под багажником.
Это, к слову, и был главный «косяк» конструкции: движение в гору с таким баком было сущим адом. А если еще и бензин был на исходе, то он просто не попадал в камеру сгорания, и мопед глох.
Рига-13
Эта модель просуществовала 7 лет. И в 1983-м ее сменила «Рига-13», ставшая даже более популярной.
Мопед получил новый двигатель Д-8 (затем и Д-8Э, Д-8М) и улучшенный выхлоп с глушителем. Это помогло выжать на 0,3 лошадиные силы больше — до 1,3. Но максималка так и осталась 40 км/ч.
Зато увеличился объем бака — до 5,5 литра. А сам он был благоразумно перемещен на переднюю часть рамы. Расход бензина остался прежним.
Кстати, о раме. Та хребтовая с «Риги-11» оказалась не такой уж надежной и прочной. Поэтому в 13-ой модели ее заменили на раму закрытого типа, попутно облегчив мопед на 2 кг. И особой гордостью новой «Риги» была качественная фара с ярким светом.
Разумеется, и здесь не обошлось без «косяков». Главная боль всех ее владельцев — проблемы с зажиганием. Из-за того, что оно постоянно сбивалось, мотор невозможно было завести с первого раза.
Конечно, смекалистые подростки нашли решение: долго-долго катиться под гору с включенной передачей.
Тем не менее, «Рига-13» стала самой массовой и продаваемой моделью рижского завода. Выпускать ее перестали лишь в 1998 году, когда завод был закрыт.
На его месте сейчас одни развалины, зато мопеды «Рига» навсегда остались жить в сердцах поклонников и в музеях.