Когда нам в школе рассказывали о произведении Евгения Замятина «Мы», я представляла себе довольно безобидную картину: ну, живут люди, имен у них нет, только номер. Трудятся в своем мире за большой стеной. У всех стеклянные полы, потолки и двери. Все на виду. Как в компьютерной игре.
В институте я прочитала этот роман. Признаюсь, совершенно не впечатлило: дерганое повествование от лица главного героя, какой-то поток мыслей, обрывки фраз. Он все время куда-то бежит, оглядывается, его все время прерывают, он практически теряет сознание от страха.
И только недавно, когда я перечитала Замятина, а потом мне попал в руки роман Джорджа Оруэлла «1984», до меня дошло, насколько гениален для своего времени был Замятин. И насколько он рисковал, написав такое произведение в Советском Союзе.
По непонятным мне причинам Оруэлла у нас читают охотнее, чем Замятина. Возможно, это связано с подсознательным недоверием к советской литературе и предрассудками по поводу соцреализма и пропаганды. Но Замятин не относился к плеяде авторов-пропагандистов. Его роман стал азбукой для всех авторов XX века, писавших в жанре антиутопии.
Два автора – два мира
Евгений Замятин родился в семье священника и пианистки, получил хорошее образование. Но в 1905 году примкнул к большевикам. Он возлагал на революцию большие надежды. При этом часто в своих статьях критиковал действия большевиков, особенно во время гражданской войны. Замятин активно участвовал в литературной жизни страны и занимал весомые должности в профильных комитетах и Союзе писателей.
В 1920 году Замятин заканчивает свой главный роман «Мы», с которого началось мировое шествие жанра антиутопии. Естественно, в СССР этот роман не издали, так как автор обличал в нем тоталитарный режим и произведение было откровенной пародией на коммунизм. Рукопись романа для перевода и издания отправили сначала в Германию, а потом в США. Замятину же пришлось уехать из страны по понятным причинам. Умер писатель во Франции, в нищете и тоске по родине, в 1937 году.
Джордж Оруэлл (настоящее имя - Эрик Артур Блэр ) – выходец из обеспеченной британской семьи времен колонизации Индии. Он пережил две мировые войны, изначально был увлечен учениями социалистов. Однако, уже в 30-х годах Оруэлл разочаровался в коммунизме, который перемалывал тысячи людей в СССР. Он ненавидел Сталина и называл его «кровавый убийца». Оруэлл панически боялся, что после окончания Второй мировой войны к власти на земле придут коммунисты во главе со Сталиным. Он ненавидел любое проявление насилия и фашистский режим писатель приравнивал к коммунистическому.
В конце концов, нас ждёт режим, в котором все оппозиционные партии и газеты будут запрещены, а всякий сколько-нибудь значительный диссидент окажется в тюрьме. Разумеется, такой режим будет фашистским.
В 1949 году выходит его роман-антиутопия «1984». А в 1950 году Оруэлл скончался от туберкулеза, так и не узнав, станет ли его роман пророческим. Оруэлл не скрывал, что на его творчество повлиял Замятин и его роман «Мы».
Так два писателя из двух полярных государств написали два романа-близнеца.
Параллели
В романе «Мы» Замятин пишет о Едином Государстве, через 200 лет после глобальной, разрушительной войны. Государством, которое отгорожено от внешнего мира зеленой стеной, правят Хранители во главе с Благодетелем. Все подчинено единому строю, все измеряется цифрам. У людей тоже нет имен. Только номера. Любое проявление души считается болезнью и активно «лечится».
Главный герой, инженер Д-503, строит Интеграл, прообраз космического корабля, и пишет в дневнике о величии своей страны. Все идет своим чередом: прозрачная жизнь идет по распорядку в прозрачных домах, мужчины и женщины встречаются по графику… Пока Д-503 не встречает девушку по имени I -330. Он испытывает что-то подобное первобытной страсти и понимает, что его жизнь не будет прежней. I -330 знакомит его с революционерами. Оказывается, за стеной тоже живут люди, живут по естественным законам природы. Революционеры мечтают захватить Интеграл и разрушить ненавистную стену.
В романе «1984» главный герой Уинстон Смит живет в «прекрасной» тоталитарной стране Океании. После многолетней войны мир разделен на три огромных государства: Океанию (США и Великобритания), Евразию (СССР) и Остазию (Азиатские страны). Уинстон работает в Министерстве правды и состоит в Партии ангсоц.
Находка Оруэлла – названия министерств. Министерство мира занимается войной; Министерство правды – переписыванием истории и подменой фактов; Министерство изобилия нормирует и контролирует поставки еды, товаров и предметов быта – все всегда в дефиците; Министерство любви - это полиция, которая отлавливает мыслепреступников и морально уничтожает их («распыляет»), использует нечеловеческие пытки, доводя людей до абсолютной мысленной деградации.
Старший Брат заботится о своем народе, а Океания находится в состоянии постоянной войны с двумя другими государствами.
Люди делятся на партийных и беспартийных («пролы» – низшая каста). Жизнь партийных полностью подчинена режиму. С помощью телекранов, которые находятся в каждом доме, правительство следит за людьми круглые сутки. Любой шаг и даже мысль доступны полиции мысли. Люди находятся в постоянном страхе.
Интересно, что члены Внутренней партии живут в удобных квартирах, в достатке. А члены Внешней партии – бедствуют. Это очень напоминает партийную систему в СССР, где партийная верхушка жила в роскоши, рядовые коммунисты жили небогато, всегда ощущая дефицит товаров, а беспартийные вовсе не были полноценными гражданами страны. К ним относились с недоверием и даже презрением.
Уинстон начинает сомневаться в справедливости такого устройства, он ведет записи о своих подозрениях и становится мыслепреступником.
Когда Уинстон встречает девушку по имени Джулия и у них завязываются запретные отношения, он понимает, что не одинок, и узнает о тайном обществе людей, готовых выступить против угнетателей…
Еще одна интересная находка Оруэлла – это «новояз», государственный искусственный язык, разделенный на словари политических или идеологических нужд. Новояз отсылает нас к языку сокращенных и сложносокращенных слов, бесконечному количеству аббревиатур, которые так любили в СССР.
Финал
В обоих романах концовка неожиданная. Это совсем не то, чего мы обычно ждем от фантастики .
Скажу одно – финал Оруэлл также заимствовал у Замятина. Исход всего повествования приводит обоих героев на грань между жизнью и… другой жизнью.
Всем приятного прочтения!
Было интересно? Ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал.