Найти в Дзене
Тата Олейник

О Хэйане, насилии и педагогике. Сумбурные заметки у изголовья.

Иллюстрация к хэйанской "Повести о Гэндзи"
Иллюстрация к хэйанской "Повести о Гэндзи"

Вот было такое замечательное государственное устройство - Хэйан. С 9 по 12 век в Японии. Очень проникнутое идеями буддизма, красоты, проникновения в душу вещей и , разумеется, греховности насилия. Не то, чтобы насилия там совсем не было, мы же люди, а не камни какие, но, скажем, смертной казни де факто при Хэйане не существовало, от мясоедения многие отказывались, зверюшкам сочувствовали, в мужчинах ценили тонкость переживаний, нежность души, образованность и умение беречь чувства других. Детей воспитывали лаской и личным примером. Не все, конечно, не все - в основном эту прекрасную жизнь вели столичные жители, особенно аристократия. Были еще грубые служилые люди - жители провинций, чурбаны бесчувственные, которые превыше стихов ценили искусство стрельбы из лука, а вместо того, чтобы любоваться конями - на них ездили, и к таким служилым людям относились с презрением, сочувствием и насмешкой.

Правда, так получилось, что большинство материальных ценностей, риса, земель и фактической власти скопилось в руках у этих служилых - так что и императорские гонцы не всегда могли призвать дикого правителя какой-нибудь провинции к порядку и усмирению своей алчности и жестокости, но что взять с неразумных и невоспитанных мужланов?

А потом брожения в Китае, Корее и Монголии привели к тому, что на острова Дракона повеяло холодным и опасным ветерком с материка. Еще и до экспедиций Хубилая оставалось более века - а власть в стране взяли служилые люди, самураи, и более жесткого, кровавого и беспредельного режима, чем тот, который они установили, - трудно было себе придумать.

Потому что так с начала времен и вовеки - если мы выращиваем мальчиков вне насилия, не приучаем их воевать, убивать и умирать, то наши мальчики становятся слугами тех, кого воспитывали иначе. Ну, или тех, кто от природы оказался уж очень талантлив в плане агрессии.

При определенном уровне вооружения и цивилизации, конечно, возникают крепкие, надежные структуры. Когда у тебя в каждом доме в стране - вооруженный мужчина, умеющий пользоваться дробовиком - неизбежно возникают честные суды, договоренности, этикет, права человека и прочие излишества. И внутри этого железного каркаса вполне комфортно могут существовать и поклонники ненасилия, и нежные цветы, и сахарные овечки. Которые с готовностью делегируют право на насилие исключительно законным властям, грубым служилым людям, западным носатым варварам - нужное подчеркнуть.

И чудесно живут, рисуя тушью хризантемы в снегу.

Но это до тех пор, пока овечки не становятся большинством .

А потом неизбежно придет время стрижки.

Конечно же, споры нужно решать словами, а не кулаками. Но лучше всего это правило работает, когда у обеих сторон есть хорошие, крепкие кулаки.