«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Луки 4:18-19
Когда я читал недавно эти слова Исайи, прочитанный Иисусом в синагоге. мне вспомнились золотые дни отрочества и юношества, проведенные мною на Кавказе, в этой стране заоблачных снежных вершин и черкесов и чеченцев. Помню: среди всех людей, которых я знал в те годы, меня больше всего интересовал и привлекал «дедушка Гаврилыч».
У отца был чудный фруктовый сад, расположенный на расстоянии 2-х верст от города у самого подножья лесист ого кряжа. Гаврилыч жил в этом саду зимой и летом. Мы с братом приходили в сад и очень любили усесться возле Гаврилыча вечером, когда он отдыхал после ужина и слушать рассказы о том, что он пережил.
А пережил он действительно много. В молодости, будучи солдатом в одном из полков, действовавших на Кавказе, он не мог выдержать суровости службы и бежал с одним из своих товарищей по направлению к своей родной губернии. Но на дороге они были настигнуты чеченцами. Товарищ его был убит, а он был взят в плен чеченцем. В далеком ауле, затерянном в горах, он пробыл 25 лет. Плен его заключался в непрестанной работе для хозяина, за которую он не получал ничего, кроме брани и побоев. Однажды хозяин хотел его убить, но за него стала ходатайствовать хозяйка и только этим ходатайством он спасся.
В конце 25-го года плена однажды аул встревожился, его хозяин и другие жители побросали имущества и бежали из аула в страхе и ужасе, забыв о Гаврилыче.
Причиною бегства было приближение русского отряда. Вскоре действительно аулом овладели русские солдаты. Гаврилыч заговорил по-русски, рассказал свою историю, его взяли с собой и вскоре он стал совершенно свободен.
Слушая Гаврилыча, мы спрашивали его: „Должно быть, дедушка ты был рад, когда ты услыхал, что русские идут и тебя освободят!"
„Нет, милые! Я немного боялся: думал, меня накажут за побег, да и кроме того, уж я свыкся с чеченцами. Потом уж, когда я совсем освободился и пожил среди своего народа, я очень стал доволен и благодарил Бога."
Далее он рассказывал, как он приехал в свое село, как его там не узнали родные, как ему трудно было привыкать к новой жизни, как потом он возвратился на Кавказ, где мой отец приютил его как родного, отдав в его полное распоряжение сад.
Христос послан „проповедовать пленным освобождение“.
Эти слова не могли относиться к плену физическому (телесному) потому, что мы знаем, что Христу не приходилось освобождать кого-либо из такого плена. Они имеют более глубокое значение. Они относятся к нравственному плену, к плену греха.
Христос говорит: „всякий делающий грех, есть раб греха . “ Иоан. 8 :34. Нельзя сделать грех и расстаться с ним; нет, он имеет удивительную, притягательную силу; раз овладев человеком, он поселяется в нем в виде тайного, скрытого влечения. И чем человек чаще делает какой-либо грех, тем он больше отдается ему во власть. Доставляя человеку минутное удовольствие, грех терзает его, истощает его силы, разбивает его нравственную природу и отравляет в нем все лучшие стремления.
Человек видит, какой ужасный вред грех причиняет его душе; бывают минуты, когда он проклинает грех, дает себе зарок, никогда его не совершать — но увы! В тот же день он совершает его. Ярким примером этого служат люди, преданные пороку пьянства. Я знал на Кавказ е одного прекрасного столяра, польского эмигранта, (переселенца) очень способного человека. Но он, несчастный, страдал запоем. В трезвом состоянии, он проклинал свою страсть и самый напиток; особенно он сильно негодовал на этот грех именно когда чувствовал приступы страсти. И как раз после этих самых сильных выражений против порока пьянства на другой же день он пропадал, а по истечении трех-четырех недель являлся в неузнаваемом виде. Грязный, оборванный, избитый.
Да, он был в плену у своей страсти, у греха. Но мало ли таких пленников греха кругом нас? А мы сами?
Правда, у нас нет может быть такой страсти к спиртным напиткам. Но заглянем в глубину души. Не найдём ли мы там скрытой страсти к владычеству над другими (властолюбие) к приобретению чести (славолюбие); богатства (сребролюбие). Будем судить беспристрастно: какие главные побуждения руководят нашими действиями: не желание ли поставить свое „я“ выше других в том или другом отношении? не желание какой-либо выгоды для нас?
Не является ли такое желание тайным побуждением в наших, даже самых чистых по-видимому поступках? Если это так, то не ясно ли, что мы находимся в плену у нашего я, в плену себялюбия (эгоизма).
Правда это — плен тонкого свойства; его часто не сознают. Он открывается только в минуты отрезвления, когда вдруг сразу человек почувствует всю неудовлетворенность такой жизни, когда ему захочется возвыситься до жизни иной, до жизни для другого (альтруизма).
Благо "другого," иногда благо общественное требует от него некоторой жертвы, подвига самоотречения, но он не в состоянии этого сделать. Он слишком сильно пленен своим "я". Если даже он делает такой подвиги, то при тщательном углублении оказывается, что мотивом для этого было все тоже "я", желание славы, чести и т. п. И тут он остается в плену себялюбия.
Но помимо того часто у человека бывает отдельная привычка, которую давно уже осуждает его совесть. Но он не в силах освободиться от неё.
Разумеется, он в плену у неё. Нет ли у тебя, дорогой читатель, такой привычки?
О, как ужасно в сущности это состоя ние! Его действительно нельзя назвать иначе, как пленом. Состояние грешника, находящегося во власти греха, действительно подобно плену, в котором находился Гаврилыч.
Грех берет человека в плен, когда он удаляется от Бога или бежит от службы своему Небесному Царю.
Взявши в плен, грех одних убивает т. е. наносит такие раны душе человека, что он постепенно умирает и уже неспособен когда-либо воспрянуть для службы своему Небесному Царю; других же он берет в долгое рабство. Как ужасна смерть от греха, смерть души человека, об этом мы слышим от Самого Спасителя:
И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Матфея 10:28
Грех губит душу человека и потому как надо нам страшиться его!
Но не менее страшно рабство греха: это рабство хуже рабства сынов Израилевых, когда они были в Египта под игом Фараона. Оно порабощает не тело, а все существо человека, причем поработитель сливается в одно с порабощаемым так, что рабу приходится одинаково винить, как поработителя, так и себя в своем рабстве.
Подобно плену Гаврилыча, человек спасается от окончательной смерти заступничеством (ходатайством) и освобождением.
Заступничество приходит к нему в лице Иисуса Христа единого Посредника между Богом и человеками (I Тим. 2:5). Он стал между Правосудным Судьей и самим человеком, принял наказа ние смерти на Себя и приобрел вечное право ходатайствовать за виновных грешников.
Пленник греха спасается освобождением, которое проповедует Иисус. О, когда Он приходит к человеку — то поработитель грех бежит, как бежали от Него духи злобы из несчастных страдальцев, когда к ним приближался Иисус.
Как птичка, выпущенная из клетки, человек, освобожденный из плена радуется и радость его велика. Теперь уж ему не надо стонать под тяжестью греха, теперь уже нет на нем ужасного ига порока. Вместо того он принимает легкое бремя и благое иго Христа, которое для него является источником счастья.
Но не всегда грешник встречает своего освободителя радостно. Как часто человек, слыша призыв Христа, вместо того, чтобы с радостью рвануться к Нему, иногда отвечает ему отказом: или принимает призыв неохотно, так как ему жаль расстаться с его поработителем. Так это было с Гаврилычем. Не так-ли это с вами?
Не раз вы слышали призыв Христа, но, по-видимому, остаетесь к Нему равнодушными. Правильно ли такое положение? Нет и стократ нет!
Он проповедует вам освобожде ние от господства греха! Примите его призыв, оставьте пл ен и будете на век счастливы.
Но есть и другого рода пленники. В Библии мы читаем об одном человеке, который жил в плену у чуждого народа. Хотя этот плен был обставлен земными благами для него, но он тяготился этим пленом. Окна же в горнице его были открыты против Иерусалима (Дан. 6, 10) и он молился трижды в день. Это был Даниил. Предмет его молитвы был освобождение его и Израильского народа.
Дорогой друг! Я вижу, ты борешься в глубине сердца с некоторыми из твоих дурных наклонностей и привычек. Но открыли ли ты окна твоего сердца к Господу? Молишься ли ты Ему? Если нет, то не медли сделать это и ты будешь свободен.
Работа освобождения Христом из плена проявлялась и проявляется в самых разнообразных формах. Им освобождены из плена греха миллионы душ, пришедших на Его призыв: «Придите!»
Им был освобожден от недуга человек, пролежавший у Виезды тридцать восемь лет (Иоан. гл. 5). Ему Он сказал „не греши больше!" В другой раз Он освободил женщину грешницу от неминуемой смерти (Иоан. гл. 8) и ей сказал также: „иди и впредь не греши."
Эти слова Христа-Освободителя: „не греши!" означают не только приказа ние, но нечто больше: в них заключается залог силы для борьбы со грехом. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, так может искушаемым помочь (Евр. 2 :18).
Мы знаем, что, если гипнотизер скажет тому, кого он гипнотизирует: „не делай того-то и того-то!“— то человек действительно получает отвращение к запрещенным действиям и ни за что их не совершит. Это достигается силою воздействия на нервы. А Христос имеет другую высшую и лучшую силу. Если он скажет бывшему грешнику, освобожденному им: не греши больше! то это действительно осуществится. Дорогой читатель! Приди к Нему, Он освободить тебя из твоего плена и ты услышишь от Него также могучее слово: ,,не греши!“ что действительно будешь свободен вполне и навсегда!
и. с. п