Кто такие Сакко и Ванцетти? А может это один человек? Почему в честь Шейнкмана и Хохрякова названы центральные улицы Екатеринбурга? Вспомним события начала XX века и узнаем, почему именно эти фамилии жители уральской столицы ежедневно видят на адресных табличках. Экскурс в историю на Overtime.life.
Сакко и Ванцетти – дело ясное, что дело тёмное.
Как ни странно, одна из центральных улиц Екатеринбурга названа в честь двух выходцев из Италии, которые в начале прошлого столетия жили в США и в Екатеринбурге никогда не были. Борцы за права рабочих, анархисты. До своих последних дней они и не подозревали, что их имена украсят аншлаги где-то на другой стороне планеты.
Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти были осуждены за убийство кассира обувной фабрики. В 1927 году, согласно вердикту суда присяжных, казнены на электрическом стуле. Но не спешите с выводами о том, что уральская улица носит имена простых уголовников. Общественность в то время была уверена – итальянцев просто подставили. По одной из версий, Сакко и Ванцетти сами расследовали гибель соотечественника, задержанного на протестном митинге (его тело спустя несколько дней обнаружили возле полицейского участка). Якобы Никола и Бартоломео нашли доказательства причастности к смерти эмигранта не только стражей порядка, но и губернатора штата. За что и поплатились.
Процесс получил широкий резонанс. В ходе заседаний то и дело возникали нестыковки. Тем не менее итальянцев приговорили к смертной казни. Когда решение суда привели в исполнение, пропагандисты в СССР представили Николу и Бартоломео жертвами американской буржуазии. Несправедливо осуждённые пролетарии, борцы за идею, революционеры – так их фамилии оказались увековечены в советском Свердловске в начале 30 годов.
Шейнкман и Хохряков – молодые, идейные, убитые.
Судьбы революционеров, в честь которых названы две центральные улицы Екатеринбурга, кажутся схожими. Оба – активные деятели революционного движения. Оба успели принять участия в боях в разных уголках страны (в том числе на Среднем Урале). Оба погибли молодыми, причём с разницей в 9 дней (Яков Шейнкман 8 августа 1918 года, в возрасте 27 лет, Павел Хохряков 17 августа 1918 года, в возрасте 25 лет).
В наше время некоторые общественные деятели считают, что фамилии Шейнкмана и Хохрякова (наряду с ещё как минимум 50 именами революционеров) стоит стереть с карты города. Их биографии и в самом деле неоднозначны. В советское время было принято считать их жертвами революции, павшими за правое дело. Теперь же всё чаще обсуждаются не самые приятные факты. Так, например, Хохряков возглавил «Карательную экспедицию Тобольского направления», на совести которой десятки человеческих жизней. А Шейнкман разгонял левоэсеровский мятеж.
Впрочем, переименование городских улиц – процедура затратная и непростая. Разговоры ведутся давно, а адресные таблички по-прежнему на своих местах.
Иллюстратор: Лера Осичанская