Делая обзоры по системам жизнеобеспечения летчика и авиационному снаряжению, не получается обойтись без фраз «…Гермошлем ГШ-6 входит в комплект ККО-5…», а «…Защитный шлем ЗШ-7 в комплект ККО-15ЛП…» и т.п.
Как правило, пытаясь разобраться в том, «что такое ККО?», можно наткнуться на кучу публикаций, где детально перечисляется полный комплект того, или иного ККО с точным указанием наименований изделий, но фактически отсутствуют публикации, рассказывающие о том «как» работает ККО с физиологической точки зрения.
Комплект кислородного оборудования
«ККО» - это комплект кислородного оборудования индивидуального пользования, устанавливаемый на борту самолета и обеспечивающий нормальный уровень кислородного снабжения летчика в течение всего полета в герметизированной кабине, а также во время снижения на безопасную высоту в случае разгерметизации кабины и в случае аварийного катапультирования.
Модификации ККО
В отечественной авиации применялись ККО-1; ККО-1М; ККО-3; ККО-5; ККО-5Д и ККО-15ЛП. Все они отличаются друг от друга комплектацией применяемого снаряжения (защитные шлема, гермошлема, высотно-компенсирующие костюмы и аппаратура), но в то же время, имеют общий принцип работы и основные «узлы».
В состав ККО (на примере ККО-5) входят:
На примере ККО-5 формально и очень бегло перечислю основные элементы, входящие в состав ККО не касаясь чертежей и подробностей.
-регулятор подачи кислорода по высотам РПК-52;
-кислородный прибор КП-52;
-индикатор кислорода ИК-52;
-манометр избыточного давления М-2000;
-вентиляционное устройство шлема ВУШ-6 (ВУШ-6М);
-дистанционное управление ДУ-7 (ДУ-6 с краном вентиляции шлема КВШ);
-объединенный разъем коммуникаций ОРК-11А (ОРК-9);
-кислородный редуктор КР-26А;
-кислородный вентиль КВ2-МС;
-парашютный кислородный прибор КП-27М
-высотный компенсирующий костюм ВКК-6М с компенсирующими перчатками и носками;
-гермошлем ГШ-6;
-кислородна маска КМ-32 с ШЛ-61 и ЗШ-3, или КМ-34 с ЗШ-5.
Принцип работы ККО
Кислородный прибор (КП) во время полета в герметичной кабине работает как легочный автомат, т.е. подает кислород только во время вдоха, а в случае падения давления в кабине более 12км, прибор работает в режиме непрерывной подачи кислорода. По мере падения давления в кабине необходимое парциальное давление кислорода в линии дыхания поддерживается за счет уменьшения подсоса атмосферного воздуха; на высотах 10км и более подсос прекращается, и прибор подает чистый кислород.
При разгерметизации кабины самолета на высотах 12-18км происходит автоматическое включение непрерывной подачи кислорода (вначале форсированной, а затем через 4-5сек –нормальной, равной 14-20л/мин), поступающий по шлангу в камеры натяжного устройства (НУ) компенсирующего костюма и затем через регулятор соотношения давлений (РСД) под маску. Необходимое избыточное давление под маской создается только после создания давления костюма на человека. Время от начала сброса давления в кабине до создания полного (соответствующего высоте) избыточного давления под маской не превышает 3,5 сек.
В зависимости от высоты избыточное давление кислорода под маской и соответствующее ему давление в камерах натяжного устройства (НУ) ВКК автоматически регулируются блоком регулятора соотношения давлений (РСД). Контроль за величиной избыточного давления под маской осуществляется по манометру М-2000.
Обеспечение летчика кислородом при покидании самолета осуществляется автоматически включающимся парашютным кислородным прибором. Избыточное давление в маске и натяжных устройствах ВКК в этом случае также автоматически регулируются блоком регулятора соотношения давлений (РСД).
В КП-27М (парашютный кислородный прибор) предусмотрена специальная ручка «груша», для ручного включения его в работу при отказе бортовых источников кислорода.
На высотах до 12км ККО можно использовать без ВКК, в этом случае, на соответствующий разъем подсоединения ВКК ставится заглушка.
Также ККО снабжен дистанционным управлением, позволяющим летчику на любой высоте вручную включать подсос воздуха и переходить на дыхание чистым кислородом, а также включать непрерывную подачу кислорода в костюм и маску. Включение непрерывной подачи кислорода производится для предполетной проверки герметичности кислородной системы, при этом создается избыточное давление под маской и в камерах натяжного устройства ВКК. Эта подача включается также и в случае отказа легочного автомата, являясь таким образом, аварийной подачей кислорода.
Для быстрого покидания кабины самолета в аварийной ситуации предусмотрен аварийный разъем шлангов, позволяющий летчику одним движением расстыковать кислородную линию.
Надеюсь, у автора блога «Прогулки в стратосфере» получилось в доступной и непринужденной форме рассказать «интересно» о «нудном».