Предприниматели решаются на серьезные меры, чтобы остаться на плаву: увольняют сотрудников, отказываются от рекламы, ухудшают качество и экономят буквально на всем. Но есть и другие варианты, как сократить расходы без ущерба для бизнеса.
Ниже рассказываем о 5 самых эффективных и безболезненных возможностях снизить издержки. А полную методичку «16 способов сокращения расходов» с комментариями экспертов можно скачать бесплатно:
Скачать PDF «16 способов сокращения расходов»
1. Уменьшайте зарплатный фонд и платите за результат
Для этого не обязательно сокращать работников. Просто надо пересмотреть принципы сотрудничества. Сегодня есть, как минимум, 3 варианта взаимодействия:
- Введите удаленный формат. В России приняли «закон об удаленке», и предприниматели теперь отправляют сотрудников работать из дома. Это не просто тренд, но и необходимость из-за Covid-19. Так вы сэкономите деньги на аренде офиса.
- Привлекайте самозанятых. Для проектной работы проще нанимать исполнителей, которые сами платят налог на профессиональный доход. За них не надо перечислять налоги и страховые взносы, а для отчетности достаточно чека. Спокойно оплачивайте их услуги с расчетного счета. Только не переводите на такой формат сотрудников, которые до этого работали в штате. Это запрещено законом.
- Используйте аутсорсинг. Возможно, у вас не так много операций и не стоит держать в штате бухгалтера. Тогда передайте отчетность на аутсорсинг. Это обойдется дешевле, и вы точно не забудете заплатить налоги или сдать отчеты.
Введите адекватную систему KPI. У сотрудников будет окладная часть, а вторая половина дохода будет зависеть от выполненных задач. Так вы научитесь платить за результат, а не за отбывание в офисе.
2. Откажитесь от убыточных проектов и не тратьте деньги впустую
Если у компании несколько направлений или филиалов, проанализируйте, насколько эффективно работает каждый.
Например, основатель «ПЕРМПРОЕКТБЮРО» Павел Синицын так помог партнерам найти убыточные направления:
«Компания строит коттеджи и покупает материалы в больших объемах. Например, кирпичи сразу берет для нескольких объектов. В сезон казалось, что все хорошо: много заказов и большой поток наличных. Но потом владелец загрузил все цифры в “ПланФакт”. Получилось, что некоторые объекты не отбиваются и уходят в минус».
3. Оставьте только эффективные каналы рекламы
Если используете несколько каналов для продвижения, посчитайте рентабельность каждого. Хорошо, когда на рекламу есть деньги и компания использует билборды, листовки, ролики на радио и ТВ, таргетинг в соцсетях и контекстную рекламу. Только не факт, что все это отбивает затраты.
Конечно, некоторые возразят, что для анализа рекламных каналов придется внедрять сквозную аналитику, а это дополнительные деньги . Но хуже потратить их на рекламу по радио и не получить ни одной заявки. Поэтому обязательно считайте, сколько приносят рекламные кампании. Посмотрите, как организован процесс онлайн-маркетинга в «ПланФакт». По сути, это практическое пособие. Забирайте и пользуйтесь.
4. Ведите постоянный учет денег и отчитывайтесь за каждый рубль
На самом деле не так важно, кризис на дворе или нет. Всегда надо считать деньги и сокращать издержки, чтобы в хорошее время получать больше прибыли, а в кризис не сильно проседать.
Например, так поступил руководитель компании «АльПром» Владимир Савиновских . Он просто стал анализировать расходы компании по статьям и думать, как их сократить. В итоге добился экономии 600 тысяч рублей в год. Вот на чем он смог сэкономить
- Расчетно-кассовое обслуживание . У компании много операций, и в месяц на услуги банка уходило 16 000 рублей. Нашли безлимитный тариф стоимостью 7800 и сэкономили за год 96 000 рублей.
- Телефония. Компания работает в 40 городах России. В каждом городе покупали местный номер за 500 рублей в месяц, чтобы клиентам было удобнее звонить. Из-за этого не удавалось получать скидки за проговоренные минуты, потому что везде разные операторы. В итоге нашли компанию, которая предлагала местные номера во всех нужных городах за 290 рублей. Если до этого на телефонию уходило 50 000, то теперь только 30 000 рублей. За год получилось сократить расходы на 240 000 рублей.
- Офис . В компании решили повысить качество работы менеджеров, и некоторые не смогли соответствовать новым задачам. Сотрудников стало меньше, но работают они лучше. В итоге офис площадью 80 м² стал не нужен, и в компании решили не платить за аренду 24 000 рублей в месяц. В сумме эти три шага сэкономили 600 000 рублей за год.
Основатель и генеральный директор ООО «Научно-производственный центр “НовАТранс”» Рафаил Валиев старается в своей компании контролировать каждый рубль. В организации смотрят банковские выписки и распределяют расходы по статьям. Потом проводят анализ, чтобы понять, какие из них обоснованные, а какие нет.
Плюс, еженедельно руководители проектов вместе с директором утверждают расходы. Этот способ помогает отказаться от неконтролируемых издержек. Каждый проект начинается с того, что составляется смета, где 2 главных показателя:
- Требуемая нормативная рентабельность;
- Стоимость.
В этих показателях сотрудники ориентируются на сметы прошлого года.
5. Привлекайте несколько поставщиков, чтобы снизить цены
Если покупаете сырье или оборудование, лучше развивать базу из нескольких поставщиков. Это поможет при форс-мажоре. Например, если поставщик не успевает в срок поставить сырье, у вас всегда есть другие варианты. Вы застрахованы от простоя.
Когда есть выбор, реально уменьшить цену на поставки. Это правило работает не только в кризис. Коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко считает, что такой подход активно используют в закупках на электронных торговых площадках.
Например, в 2019 году страховая компания «Согласие» смогла снизить закупочные цены на 25%. На ЭТП она закупает IT-оборудование, программное обеспечение, канцелярские товары и некоторые услуги. Достаточно было прийти на площадку, создать для всех равные условия, и поставщики сами захотели снизить цены.
Это только 5 реально рабочих способов сократить затраты бизнеса. Мы знаем еще 11! Они подробно разобраны в бесплатной методичке: