Вкус молчания мало кому известен. И Бог не говорит с нами, потому что мы не способны среди многоголосицы Его слышать. На фоне этого массвого бытового безумия особенно важны святые, посвятившие жизнь молчанию. Ум их вовсе не был молчалив. Они с "Богом и Ангелами беседовали непрестанно" (акафист Николаю Чудотворцу) Сама Божия Матерь именуется "молчальников сладкой Собеседницей"
Сегодня Церковь вспоминает с молитвой Саламана Молчальника.
Преподобный Саламан молчальник был родом из города Каперсана, при реке Евфрате (территория современного Ирака). Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах.В жилище не было окон и дверей. Раз в году Саламан подлезал под стену своего убежища и приносил себе еды на целый год, при этом он никогда не вступая в беседы с кем-либо из людей.
Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Архиерей, однако, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение сказал, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Жители селения Каперсана ночью переправились через реку, разрушили хижину Саламана, взяли его самого и быстро перенесли в своё селение. Саламан же при этом не выказал ни сопротивления, ни согласия. Утром они построили Саламану хижину, подобную прежней, и в ней опять заключили его. Саламан продолжал хранить молчание и ничего никому не сказал. Через некоторое время жители другого селения на противоположном берегу реки, придя ночью и разломав хижину, отвели Саламана Молчальника к себе в селение. Саламан и им не противился, не просил, чтобы его оставили, но и не выразил готовности поселиться на новом месте. Было ясно, что обязанности священника этот муж исполнять не намерен.
Феодорит Кирский пишет, что таким образом Саламан, соделав себя мёртвым для земной жизни, в самом точном смысле повторил слова апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).
Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины (+ ок. 400).
По стопам Саламана пошли Афанасий Затворник Печерский (12 лет безвыходного молчаливого пребывания в келье); Онуфрий молчаливый Печерский; Феодор Молчаливый, тоже Печерский; Корнилий Переяславский.
Все это достаточно древние святые.
Очевидно последующая жизнь нашего и других народов, связанная с постоянным усложнением быта и "развитием цивилизации", сделала подвиг молчания почти невозможным. И сегодня мы привычно растрачиваем внимание и умную энергию на непрестанный трёп (иначе не скажешь). К большему мало кто способен. Лишение возможности говорить людьми будет воспринято как нечто Самое Худшее из возможного. И все потому, что понятие об умной молитве и внутреннем труде и бодрствовании от современных людей отошло почти окончательно.
Стоит ли удивляться тому, что слова наши стали весьма бессильны, хоть и многочисленны?
Только умеющий молчать и умно молиться имеет слово действенное и живое, подобное питательному хлебу и острому оружию.
Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.
Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь