Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Мы задушены говорильней, словоблудием, словесным недержанием.

Вкус молчания мало кому известен. И Бог не говорит с нами, потому что мы не способны среди многоголосицы Его слышать. На фоне этого массвого бытового безумия особенно важны святые, посвятившие жизнь молчанию. Ум их вовсе не был молчалив. Они с "Богом и Ангелами беседовали непрестанно" (акафист Николаю Чудотворцу) Сама Божия Матерь именуется "молчальников сладкой Собеседницей"

Сегодня Церковь вспоминает с молитвой Саламана Молчальника.

Преподобный Саламан молчальник был родом из города Каперсана, при реке Евфрате (территория современного Ирака). Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах.В жилище не было окон и дверей. Раз в году Саламан подлезал под стену своего убежища и приносил себе еды на целый год, при этом он никогда не вступая в беседы с кем-либо из людей.

Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Архиерей, однако, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение сказал, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Жители селения Каперсана ночью переправились через реку, разрушили хижину Саламана, взяли его самого и быстро перенесли в своё селение. Саламан же при этом не выказал ни сопротивления, ни согласия. Утром они построили Саламану хижину, подобную прежней, и в ней опять заключили его. Саламан продолжал хранить молчание и ничего никому не сказал. Через некоторое время жители другого селения на противоположном берегу реки, придя ночью и разломав хижину, отвели Саламана Молчальника к себе в селение. Саламан и им не противился, не просил, чтобы его оставили, но и не выразил готовности поселиться на новом месте. Было ясно, что обязанности священника этот муж исполнять не намерен.

Феодорит Кирский пишет, что таким образом Саламан, соделав себя мёртвым для земной жизни, в самом точном смысле повторил слова апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).

Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины (+ ок. 400).

По стопам Саламана пошли Афанасий Затворник Печерский (12 лет безвыходного молчаливого пребывания в келье); Онуфрий молчаливый Печерский; Феодор Молчаливый, тоже Печерский; Корнилий Переяславский.

Все это достаточно древние святые.

Очевидно последующая жизнь нашего и других народов, связанная с постоянным усложнением быта и "развитием цивилизации", сделала подвиг молчания почти невозможным. И сегодня мы привычно растрачиваем внимание и умную энергию на непрестанный трёп (иначе не скажешь). К большему мало кто способен. Лишение возможности говорить людьми будет воспринято как нечто Самое Худшее из возможного. И все потому, что понятие об умной молитве и внутреннем труде и бодрствовании от современных людей отошло почти окончательно.

Стоит ли удивляться тому, что слова наши стали весьма бессильны, хоть и многочисленны?

Только умеющий молчать и умно молиться имеет слово действенное и живое, подобное питательному хлебу и острому оружию.

Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.

Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников