Портрет. Андрей Подшивалов «Васька».
В картине Андрея Подшивалова «Васька» показан обыкновенный деревенский мальчишка. Он прислонился спиной к старой двери дома. Ободранная дверь, с многолетними слоями старой краски. Старый ржавый замок, на запертой двери, сбитый порожек, неухоженный дом.
Мы видим мальчишку лет 12, одетого как городского. Только вся одежда на нем случайная, не его. Ботинки, джинсы, бейсболка – все из секонд-хенда, все с чужого плеча, после чужих рук. Видно, что Васька из неблагополучной семьи. В печальных глазах мальчика чувствуется какая-то жизненная драма. Зритель может только догадываться, что пришлось испытать этому парнишке.
Мальчик пристально смотрит из-под бейсболки на зрителя темными глазами. В его взгляде есть что-то неуловимое и загадочное, как в «Портрете неизвестной» Крамского. Паренек серьезен не по годам. В картине есть много деталей, которые рассказывают о непростой судьбе мальчика.
Под грязной майкой выглядывает оловянный крест, висящий на бечевке. Куртка на груди мальчишки распахнута, как бы говорит о том, что у него открытая душа, он еще по-детски верит людям. Зато в кармане джинсов угадывается коробочка сигарет или спичек. Взрослый мир увлекает мальчишку.
Паренек стоит в напряженной позе, готовый сорваться с места в любой момент. Художник пишет фигуру мальчика так, что центр тяжести смещен, и это наполняет статичную позу предчувствием движения. Мальчик вглядывается в зрителя, как бы пытается понять, что же от него хотят, почему все так сложно в этом мире.
На картине «Васька» Андрея Подшивалова изображен деревенский мальчишка, вокруг сельская обстановка, а одет он как городской.
Этот момент вызывает диссонанс. Художник в этом контрасте подчеркивает кризис российской деревни.
В те годы, когда этот портрет был написан, в деревнях все люди ходили в секонд-хенде. Когда Андрей Подшивалов приехал на свою родину и обнаружил этот печальный факт, он его потряс.
На земле, где живут работящие, самостоятельные люди, все ходят в случайной, вторичной одежде. Люди не прихотливы в одежде. С одной стороны это понятно, ведь в деревне много мест где можно испачкаться, а с другой стороны это вызывает щемящее чувство тоски. Вся деревня носит городские обноски, забыв о своей аутентичности и традициях.
Это произвело неприятное впечатление и запомнилось художнику. Одежда людей стала признаком общего неблагополучия деревни, когда разрушенным оказался весь уклад жизни крестьянства. Колхозы разрушены, скот уничтожен, поля зарастают. Нет ничего теперь в деревне: работы, перспектив, достойного образования, культурного досуга.
Зато много неблагополучных семей, лишних детей. Люди оказались ненужными, без перспектив на будущее. Как этот Васька. Художник Андрей Подшивалов в своей работе «Портрет Васьки» смог поднять социальный аспект. Этот портрет драматический, эмоционально окрашен, где красноречиво иллюстрируется одна из трагических страниц нашей деревни.
Деревня, которая всегда была основой страны, которая кормила всех, поднимала демографию и выдержала на себе все трагедии 20 века, войны, голод и репрессии, сейчас находится в упадке. Именно деревня наполнила города трудоспособным населением, которые сразу дали экономический рост новым местам обитания. А деревня стала не нужна и обречена на вымирание. Донашивает
одежду за западными странами, которые и уничтожают наши культурные ценности.
Художник Андрей Подшивалов переживает трагедию российской деревни, как свою личную. Мы с вами уважаемые зрители, присоединяемся к эмоциям художника. Ведь, когда смотришь на работы Андрея Подшивалова, невозможно остаться равнодушным.
Искусствовед Наталья Тяглова.