Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
«Во второй половине января 1942 года мне довелось временно командовать стрелковым полком - личным оперативным резервом командующего 39 армией Г.Л. Масленникова. Этот полк не знал ни сна, ни отдыха, так как обстановка была для 39 армии очень сложной, и потому, выражаясь фигурально, все время штопал дыры, прорванные фашистами в боевых порядках армии.
В один из тусклых дней конца января 1942 года я получил приказ прикрыть фланг 355 стрелковой дивизии, терпящей бедствие в районе станции Осуга [на железнодорожной линии, связывающей Ржев и Вязьму – прим. редактора]. Выдвинув полк к станции Осуга, ударом во фланг прорвавшейся немецкой части, мы смогли помочь дивизии восстановить положение и соединить фланги с частями 46 кавалерийской дивизии, оборонявшей непосредственно станцию Осуга.
Выполнив задачу, поставленную командующим, я отвел полк из зоны огня. Однако пообедать нам не удалось, так как все мы ясно слышали оживленную перестрелку у себя в тылу, в районе деревни Пухово, то есть там, где должен располагаться штаб 46 кавалерийской дивизии. Посылаю разведчиков выяснить, что делается у деревни Пухово, кто там забавляется таким образом? Так как это было примерно в 1-2 километрах от расположения полка, то разведчики довольно быстро вернулись и доложили: у деревни Пухово ведет бой около батальона пехоты противника со штабом наших кавалеристов.
Раздумывать некогда. Развертываю 2-й батальон (мой любимый батальон, в котором всегда сам присутствовал) в боевой порядок и - марш в сторону Пухова. 1-й и 3-й батальоны следуют за 2-м в 2-х километрах под командованием начальника штаба полка. Вечереет. На расстоянии 1 км перед нами в боевых порядках немцы, еще дальше еле угадываются занесенные снегом избушки, из которых 3-4 горят ярким огнем. Собственно, они и явились ориентиром нашего наступления в тыл зарвавшемуся противнику.
Я приказал идти на сближение с противником, не производя ни одного выстрела, памятуя, что внезапность действует ошеломляюще. Мои славные уральцы, а это были именно они, уральские охотники были вообще мастера на внезапные ошеломляющие атаки. Я уже не раз с моими славными охотниками доказывал страшную силу русской безмолвной атаки. И на этот раз батальон подошел вплотную к немцам, и они поняли, что это красные, слишком поздно, когда граненый штык глубоко вонзился в спину ненавистного врага.
Бой у деревни Пухово продолжался примерно минут сорок. По продолжительности он был очень коротким, но по ожесточенности был на уровне самого высокого накала. В садах и огородах, окружавших Пухово, мы насчитали около сотни убитых фашистов, около 150 было взято в плен, а сколько ушло (и ушло ли) с поля боя, трудно сказать, так как уже совсем стемнело, и не видно было, сколько врагов погибло.
Жалкий вид был у основательно потрепанных защитников штаба 46 кавалерийской дивизии. И все же, несмотря на трагическое положение горсточки защитников (их было всего 30 человек), они мужественно дрались, не теряя облик человеческий. Достаточно сказать, что после радостной встречи со своими спасателями, кавалеристы устроили нам, уставшим бойцам и командирам, богатую по тем временам пирушку: был зарезан бычок, несколько курей и выставлены 2 ведра настоящей... самогонки. О том, откуда взялось все это добро, мы не спрашивали. На то они и кавалеристы. Эта своеобразная слава - доставать съестное - за ними утвердилась из глубины веков. Наверное, с того самого времени, как появился воин на коне.
Ночь прошла спокойно, а наутро опять походы, опять прорывы, опять штопанье дыр, опять тяжелый ратный труд матушки-пехоты, попавшей по милости богов в резерв командования. Вот уж не позавидуешь этой доле».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.
Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!
Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов