Найти тему
Marga: просто история

6 образов Парфена Рогожина: самый странный, самый тихий и самый лучший

Заканчивая серию постов про экранизацию романа "Идиот", я не могла не затронуть и такого персонажа, как Парфен Семёнович Рогожин, ведь он является одним из четырех ключевых героев романа наряду с князем Мышкиным, Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной.

По традиции сначала обратимся к тексту романа. Парфен Рогожин - 27-летний сын недавно скончавшегося богатого купца, который оставил сыну в наследство огромный капитал - 2,5 миллиона рублей.

Внешность Рогожина описана весьма детально:

"Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широк и сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мертвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид, несмотря на довольно крепкое сложение, и, вместе с тем, что- то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом."*

"Нахальная, насмешливая" улыбка Рогожина упоминаются в романе несколько раз, как и его самодовольный взгляд.

"...с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом..."*

Несмотря на состоятельность отца, Рогожин рос в строгости и почти что спартанской обстановке, должного образования не получил.

"...мы у родителя в смазных сапогах, да на постных щах отличались..."
"А я вот ничему никогда не обучался..."*

Парфен склонен к пьянству и разгульному поведению.

"...я пьян сижу, да пошел потом по кaбaкам на последние..."
Очень может быть, что с первых же дней в Петербурге и опять сляжет, особенно если закутит."*

Отчасти этим объясняется и его "взрывной", необузданный нрав. Также Парфен Рогожин - очень страстный человек:

..."у тебя, говорит, Парфен Семеныч, сильные страсти<...> ты совсем необразованный человек, стал бы деньги копить, и сел бы, как отец, в этом доме с своими скопцами; пожалуй бы и сам в их веру под конец перешел, и уж так бы ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а пожалуй бы и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь" (Настасья Филипповна о Рогожине)*

Полюбив Настасью Филипповну, он твердо вознамерился ее получить любой ценой. Любовь, страсть, ревность и ярость, что Настасья любит не его, хоть и остаётся с ним, сводит Рогожина с ума, и он убивает свою возлюбленную. Сам же он получает за убийство 15 лет каторги.

Образ, по-моему, весьма понятный, яркий, поэтому вдвойне интересно посмотреть, как справились с его отображением актеры и режиссеры фильмов.

Первая экранизация в нашем списке - французская, 1941 года. Парфена Рогожина здесь играет актер Люсьен Коэдель.

Люсьен Коэдель в роли Парфена Рогожина, 1946 год, Источник: ozon.com (Прошу прощения за плохое качество)
Люсьен Коэдель в роли Парфена Рогожина, 1946 год, Источник: ozon.com (Прошу прощения за плохое качество)

Внешне актер подходит хорошо: грубые черты лица, маленькие глаза... но Парфена Рогожина все же из него не получилось. Люсьен Коэдель совершенно, казалось бы, безразлично относится ко всему происходящему вокруг, тихо-мирно составляет карточный домик в уголке, пока Настасья Филипповна кидается Мышкину на грудь, и вообще вид имеет скорее грустный и подавленный, чем яростный. Но впрочем, и понять его можно - князя Мышкина играет красавец Жерар Филипп, с ним как-то и не потягаешься, проиграл уже заранее.

В экранизации "Идиота" Акиры Куросавы Рогожина - то есть Дэнкити Акама - сыграл Тосиро Мифунэ.

Тосиро Мифунэ в роли Дэнкити Акама (Парфена Рогожина), 1951 год, Источник: Яндекс картинки
Тосиро Мифунэ в роли Дэнкити Акама (Парфена Рогожина), 1951 год, Источник: Яндекс картинки

А вот японскому актеру в отличие от французского коллеги не занимать и той самой "страсти", и, как сейчас говорят, темпераментности. Глаза его горят даже на чёрно-белой картинке, и верится сразу: такому ради великого чувства и убить, и умереть самому ничего не стоит. Но вместе с тем Тосиро Мифунэ удалось передать и внутреннюю боль Рогожина: мы видим, как тяжело ему с самим собой, как он страдает от своей "страсти". Это кажется мне очень важной чертой в понимании всего образа Рогожина и тем более ценно то, что иностранцы смогли это почувствовать в тексте Достоевского.

В советской постановке 1958 года образ Парфена Рогожина воплотил на экране Леонид Пархоменко.

Леонид Пархоменко в роли Парфена Рогожина, 1958 год, Источник: Яндекс картинки
Леонид Пархоменко в роли Парфена Рогожина, 1958 год, Источник: Яндекс картинки

Интересно, что когда я смотрела фильм, я была уверена, что актер гораздо старше своего персонажа. А оказалось, что Леониду Пархоменко как раз и было 27 лет во время съёмок, ровно как и Парфену Рогожину. Просто в те времена раньше старели, что, к слову, применительно и к классической литературе, то есть привычные нам герои сообразно их возрасту могли выглядеть совсем иначе... Но это я отвлеклась. Леонид Пархоменко создал очень яркий сценический образ Рогожина. Именно сценический, потому что актер как будто декламирует свои реплики на театральной сцене, что вообще свойственно этой постановке, но на экране выглядит немного странно. Все же мы не привыкли видеть в фильмах такие преувеличенные эмоции героев, тогда и происходящему на экране верить становится сложнее.

В необычной экранизации Анджея Вайды под названием "Настасья" Рогожина сыграл актер Тосиюки Нагасима.

Тосиюки Нагасима в роли Парфена Рогожина, 1994 год, Источник: Яндекс картинки
Тосиюки Нагасима в роли Парфена Рогожина, 1994 год, Источник: Яндекс картинки

Я уже рассказывала в других статьях, посвященных "Идиоту" об этой интересной интерпретации романа, но немного повторюсь. В фильме основные роли исполняют всего два актера - один из них играет сразу и Настасью Филипповну и князя Мышкина, второй же - Рогожина. Сюжет начинается с конца: Мышкин приходит к Рогожину и видит на кровати убитую Настасью Филипповну, дальше же они весь фильм в той же комнате вспоминают, какие события привели их к такому финалу. Из-за необычности постановки сравнивать ее актеров с героями Достоевского практически не представляется возможным. Запомним же этот фильм просто как интересный эксперимент режиссера.

В черной комедии "Даун Хаус" роль Рогожина исполняет... Иван Охлобыстин.

Иван Охлобыстин в комедии "Даун Хаус", Источник: Яндекс картинки
Иван Охлобыстин в комедии "Даун Хаус", Источник: Яндекс картинки

Видимо, создателям фильма было мало сделать белокурого, худого и бледного князя Мышкина смуглым весьма упитанным Федором Бондарчуком в странной шапке, покрывающей его отнюдь не густоволосую головушку, и они решили добить зрителя разбить все оставшиеся шаблоны образом Рогожина в исполнении Охлобыстина в красной вышитой рубахе и жёлтых очках. И то, что Иван Охлобыстин - блондин, а не кудрявый брюнет - в списке остальных несовпадений с образом уходит чуть ли не на последнее место: характер у этого Рогожина полностью "охлобыстинский". Но все же это комедия в стиле 90х, а не буквальная экранизация романа, поэтому уж тут придраться не к чему, к тому же многим этот фильм нравится.

В последней классической экранизации романа 2003 года Рогожина сыграл Владимир Машков.

Владимир Машков в роли Парфена Рогожина, 2003 год, Источник: Яндекс картинки
Владимир Машков в роли Парфена Рогожина, 2003 год, Источник: Яндекс картинки

После Охлобыстина это исполнение как бальзам на сердце. Знаю, что многим мешал возраст актёра - Машков на 13 лет старше своего героя, но я этого несоответствия даже не заметила. На мой вкус, актер справился с ролью замечательно. Вот уж насколько женские персонажи этой экранизации меня разочаровали, настолько мужские образы - и князь Мышкин и Рогожин попали прямо в мое видение героев. Ведь я представляла Рогожина именно так: начиная от внешности и заканчивая характером. Машкову удивительно хорошо удалось передать страстность натуры Рогожина и вместе с тем показать, что он - очень простой, весьма грубый и малообразованный мужик. Он тонет в своей больной любви к Настасье Филипповне и противостоять этому чувству не может совершенно. Мне кажется, этот образ максимально близко к образу Достоевского.

Машков можно сказать и спас эту подборку, на второе место я бы выделила японского актера в фильме Куросавы. Хотя исполнители других экранизаций и подходили внешне Парфену Семёновичу, в полной мере отобразить личность персонажа смог только он.

*"Идиот" Ф.М. Достоевский