Свои жилищные планы мы с супругом не ограничиваем уже имеющимися вариантами. Поэтому рассматриваем жилье не только в новострое, но и на вторичном рынке. Есть у меня знакомый риелтор, мы в хороших отношениях, и раскрывает он некоторые профессиональные секреты, что клиентам знать не обязательно.
Узнав, что мы рассматриваем и вторичное жилье, рекомендовал по возможности не связываться с жильем, приобретенным с участием материнского капитала. Даже если все документы в порядке. И даже если люди – кристально чистые по совести.
Была на его опыте на первый взгляд – идеальная сделка. Да, в ней фигурировала и ипотека, и закрытие остатка задолженности суммой материнского капитала. Родители выполнили все требования, выделили детям доли. Все три стороны (продавцы квартиры с маткапиталом, их покупатели, и продавцы того жилья, что покупала та самая семья с маткапиталом) оказались адекватными, пошли друг другу на уступки в плане сроков и цены. Короче, две сделки состоялись, удовлетворенные ее участники разошлись.
На 3 года.
Проблема пришла с неожиданной стороны. Та семья, что продала квартиру с участием материнского капитала, попала под раздачу опеки. Если вкратце, дело было так. Семья – отец, мать, двое маленьких детей. Женщина в декрете, мужчина получает повышение по работе, но нужно переехать в другой город. Планирует – навсегда, поэтому решают осуществить операцию купли-продажи.
Ипотеку они за счет материнского капитала закрыли, доли детям выделили. Так как нужно было переезжать в сжатые сроки, находят покупателя на свою квартиру, и жилье в городе, где глава семьи будет трудиться. Риэлтор очень постарался. Двойная сложная сделка прошла без сучка и без задоринки, все документы были в порядке, и самое главное в этой истории – опека дала согласие на смену места жительства детей.
В 2020 году жильцы квартиры с участием материнского капитала в анамнезе узнают, что их сделка купли-продажи недействительна.
Опека признала, что условия жизни детей ухудшились.
Я не поняла подробностей, не юрист и не риелтор, но если вкратце, филиал в том городе, где работал мужчина, закрылся, он остался безработным и стал на учет на биржу труда. У него был вариант вернуться в тот филиал, где работал, на старую должность. Зарплата меньше, но стабильная, и на жизнь семьи из четырех человек вполне хватит. И еще по мелочам вроде близости школы, больницы – так опека признала, что по совокупности всех факторов, для детей условия проживания ухудшились.
Тут стоит признать, что семья стала жертвой обстоятельств. Никакого умысла не было. Тем не менее, этих нюансов хватило, чтобы признать сделку купли-продажи незаконной на основании того, что нарушены права детей. А то, что сделка состоялась за 3 года до текущих событий, разрешение было дано, как бы не учитывается. Важней текущая ситуация и тот факт, что старая квартира находилась в городе, где у единственного работающего члена семьи гарантирована работа, доход от которой закрывает прожиточный минимум каждого члена семьи.
Короче говоря, сделка аннулирована, и двое из троих участников акции по перемене места жительства судятся. Когда это закончится – неизвестно. Чем – тоже неизвестно. Ведь на первом месте – интересы несовершеннолетних.
Эту историю, где все изначально было максимально честным и прозрачным, мне привели в пример.
Так что профессионал советует проверять, есть ли доля материнского капитала в оплате за жилье.
Для этого нужно заглянуть в договор купли-продажи. Запросить справку из Пенсионного Фонда, был ли получен семьей маткапитал. Не полениться и узнать, есть ли доли детей в жилье. А если нет – проверить еще раз, не использовались ли детские деньги в делах ипотечных.
Потому что даже при всех идеальных вводных, есть права на жилье этих самых детей. По независимым не от кого обстоятельствам может оказаться так, что права детей нарушены, оспорить сделку может третье лицо.
И еще такой нюанс, озвученный риелтором.
Достигнув совершеннолетия эти дети, чьи доли были в проданных квартирах, могут оспорить сделку, проведенную их родителями много лет назад. Недвижимость – это долговременная покупка можно сказать – навсегда. А какие будут законы через пару лет, какие возможности появятся у бывших владельцев жилья с материнским капиталом, не прогнозируемо. Сугубо же из опыта риелтора, лазейка все быть может. Так что от риска судебной тяжбы между покупателями выросшими детьми не застрахован никто.
Юля, не вздумай покупать квартиру с долей маткапитала. Это как часовой механизм – зазвенеть может в любой момент. Даже когда и вспоминать про продавцов забыли. И не смотри на чистоту документов при сделке, у нас возможно все.
Прямая речь риелтора.