Найти тему
Владимир Черкасов

Некоторые нестыковки в первой серии телесериала «Перевал Дятлова»

Первая серия начинается сразу в детективном стиле. От лица Костина звучит вводная информация о произошедшем. Закадровый голос сопровождается звуками печатной машинки, что должно погрузить зрителя в атмосферу следствия. Также в самых первых кадрах появляется нечто, напоминающее пресловутые «огненные шары», с которыми пытаются связать гибель туристов.

Вообще не очень понятно, зачем вводить в сериал такого персонажа как Костин, если ход расследования можно было показать глазами прокурора Темпалова или следователя Иванова.

Комитет Государственной безопасности имел свою сферу деятельности, а именно – защита основ государства. Если считать верной версию гибели туристов от природной стихии, то сотрудникам Комитета вообще нечего делать при расследовании такого, в общем-то довольно заурядного происшествия. В истории советского туризма имеется несколько похожих случаев гибели туристических групп, но ни в одном из таких эпизодов КГБ не вмешивался в ход расследования. По крайней мере об этом ничего не известно широкой публике. Комитет мог интересоваться расследованием при наличии некоторых обстоятельств, таких как: наличие в данном случае признаков антисоветской деятельности кого-либо из туристов, попытки связаться с иностранными разведками, передать им некие материалы или что-то в этом роде. Обычный лыжный поход студентов не предполагает слежки за ними со стороны органов государственной безопасности. На все такие походы элементарно не хватит агентурной сети КГБ.

Местность, по которой Костин следует к месту происшествия (кадр из сериала). Главный герой перемещается либо на вертолете, либо на автомобиле. Второй способ не очень подходит для уральской глубинки в феврале.
Местность, по которой Костин следует к месту происшествия (кадр из сериала). Главный герой перемещается либо на вертолете, либо на автомобиле. Второй способ не очень подходит для уральской глубинки в феврале.

При этом непонятно, если КГБ все-таки вмешался в ход расследования, зачем это скрывать: в структуре органов государственной безопасности с самого начала их создания были и сегодня есть вполне официальные следственные органы, которым нет нужды прятаться, тем более от своей же советской прокуратуры.

В первой серии создатели сериала не отдали явное предпочтение ни одной из версий гибели туристов. Но по общей атмосфере можно сделать вывод о перевесе в пользу паранормальных сценариев. Самым важным эпизодом в этом смысле является сцена допроса Юрия Юдина, в ходе которой он и раскрывает в самой общей форме все сверхъестественные версии разом: там что-то было и оно их убило.

Хотя в дальнейшем уровень присутствия сверхъестественного в сериале последовательно падает, для завязки сюжета данный прием выглядит неплохо, поддерживая зрителя в неизвестности относительно того, куда именно повернут дальнейшие события сериала.

Первая серия содержит ряд интересных фактов, обращающих на себя внимание:

1. В начале серии от лица Костина дословно сообщается: «Никто не знает, что произошло на самом деле. Кроме меня». Между тем, в итоге своих поисков Костин приходит к «лавинной» версии гибели туристов, которая на сегодняшний день и является официально признанной причиной произошедшей трагедии. Таким образом Костин владеет «секретом», о котором известно всем.

Костин и Темпалов осматривают тела возле кедра (кадр из сериала). Что-то незаметно, чтобы они совершали те действия, которые обычно осуществляются при проведении расследования преступления.
Костин и Темпалов осматривают тела возле кедра (кадр из сериала). Что-то незаметно, чтобы они совершали те действия, которые обычно осуществляются при проведении расследования преступления.

2. В течение всего сериала Костин одет явно не по погоде. В легком пальто, которое к тому же часто расстегнуто, и шляпе он рискует простудиться. В феврале на Урале более уместно смотрелась бы меховая шапка и теплая куртка или шинель. Все силовые структуры имеют в своем распоряжении зимнюю форму одежды, так что непонятно зачем КГБ отправил своего сотрудника вести расследование, не экипировав его в соответствии с природными условиями местности, в которой ему предстоит работать.

3. Если исключить всякие сверхъестественные версии, то совершенно непонятно перепуганное лицо прокурора Темпалова и серьезное выражение лица Костина во время их первой встречи. Чего они так напряглись от известия о четырех найденных трупах? Подобного они могли насмотреться и на войне, и в ходе расследования самых обычных уголовных дел.

4. Костин действует в обстановке секретности и дает указание Темпалову не разглашать его участие в деле. Зачем тогда являться к тому домой ночью на глазах у жены, которая вполне может по-женски рассказать обо всем посторонним людям? Ведь можно было заранее позвонить в прокуратуру, предупредить Темпалова, чтобы тот подождал, и встречаться там, где не будет посторонних глаз и ушей.

5. Костин заглядывает в палатку, в которой в беспорядке свалены вещи туристов. При этом палатка, если не считать дыр, стоит вполне нормально, в вертикальном положении. А ведь в заключительной серии ее накроет сразу двумя волнами снежной лавины. Как она смогла устоять перед напором стихии? Или поисковики ее поставили заново? Также вокруг палатки остались вертикально стоять воткнутые в снег лыжи и палки, которые лавина столь же предусмотрительно не тронула.

Палатка, найденная поисковиками (кадр из сериала). Эта палатка на вид намного меньше той, которую в течение сериала использовали "дятловцы".
Палатка, найденная поисковиками (кадр из сериала). Эта палатка на вид намного меньше той, которую в течение сериала использовали "дятловцы".

6. Размер палатки, которую осматривает Костин намного меньше, чем та, которая показывается впоследствии в течение сериала.

7. На месте обнаружения первых тел погибших туристов прокурор оставляет целую толпу народа, не опасаясь, что они могут затоптать возможные следы преступления. Также не показаны никакие очевидные следственные действия: фотографирование места и трупов, составление протокола осмотра.

8. На протяжении нескольких серий на лице Игоря Дятлова показываются шрамы, которых у него не будет в ночь гибели группы.

9. Непонятно зачем для вскрытия тел вызывать судебно-медицинского эксперта из областного центра, если такой же специалист есть на месте.

10. Костин вроде бы должен скрывать свое присутствие, но ведет себя так, что все обращают на него внимание и задаются вопросами: кто это и что он здесь делает?

11. Костин и Шуманова беседуют прямо над вскрытым трупом без медицинских масок. Даже если пренебречь опасностью заражения, то одного запаха должно быть достаточно чтобы чем-то прикрыть лица.

12. Сцена разговора Костина с первым секретарем Свердловского обкома КПСС непонятна. Для чего показывается этот разговор тем более непонятно при том, что этот конфликт не получает дальнейшего освещения в ходе событий сериала.

13. Во время обеда дома у Шумановой Костин, в ответ на обвинения в адрес немцев, озвученные сыном Шумановой, говорит, что немцы тоже люди. Затем он пространно рассказывает о чувстве вины за то, что он во время войны не останавливал своих бойцов, проявлявших жестокость в ходе боевых действий. Чрезвычайно странно слышать из уст фронтовика, потерявшего на войне свою семью, разговоры в стиле «Коли из Уренгоя».