Застрял в лифте. Ситуация до боли знакомая, но есть случаи, когда не просто застряли, а понесли убытки, а бывает, что погибли. Кто виноват и что делать? Ситуация с компенсацией убытков, является совсем непростой, однако решаемой. Главное в данном деле, это определиться с доказательствами - кто виноват и что делать.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ лифт относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, на праве общедолевой собственности. Таким образом, ТСЖ или УК несет ответственность по техническому обслуживанию и управлению лифтом.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Техническим регламентом «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.
Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за общедомовое имущество (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ). В соответствии с требованиями законодательства техническое обслуживание, ремонт, техническое освидетельствование лифта должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию и проводиться специализированными организациями.
В состав работ по техническому обслуживанию лифтов входят ежемесячное техническое обслуживание, квартальное, полугодовое, годовое техническое обслуживание и аварийно-техническое обслуживание.
Работы капитального характера (ремонт или замена узлов лифта) не входят в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводятся специализированной организацией по отдельным договорам.
Объем работ капитального характера определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания.
Оценку соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляет аккредитованная организация на основании договора с УО или ТСЖ не реже одного раза в 12 месяцев. Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования с выдачей заключения о возможности продления срока эксплуатации лифта.
Надзор за соблюдением требований указанного Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», обеспечивают ведение реестра добросовестных специализированных организаций, располагающих материально-технической базой и квалифицированным персоналом, соответствующим требованиям профессиональных стандартов для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
Таким образом, есть все основания, если Вы получили ущерб при пользовании лифтом в МКД, есть все основания писать исковое заявление в суд на тех, кто прописан в Вашей квитанции на оплату по ремонту и обслуживанию. Как правило это управляющая компания, по месту нахождения МКД, которая должна заключить договор на обслуживание и проконтролировать исполнение.
Пишите, разберемся. Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на канал и пишите отзывы. Вам не трудно, а автору приятно.
С уважением
Валерий Асанов
Архитектор, ДЭН, PsD, профессор.
Регистрация в «Едином реестре судебных экспертов РФ» № 7805050086
Санкт-Петербург 2021 год.