Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ.
После блистательной победы при Иссе путь македонцам в ближневосточные провинции Персии был открыт. Однако Александр решил сначала обезопасить свои тылы. На водах Средиземного моря ещё сохраняли господство финикийский и египетский флоты, подчинявшиеся Дарию. Македонский царь повернул свою армию на юг и вторгся в Финикию (нынешний Ливан).
К концу 333 года до н.э. Александр Македонский захватывает важные финикийские города Арад, Сидон, Библ и Мараф. В январе 332 года до н.э. македонская армия подошла к окрестностям Тира (сегодня ливанский город Сур) – самому древнему финикийскому поселению на берегах Восточного Средиземноморья, имевшему важнейшее торгово-экономическое и военно-стратегическое значение.
Александр Македонский потребовал впустить его в город, чтобы принести жертвы в храме Геракла, считавшегося его древнейшим предком. Жители Тира отклонили требование полководца. Они предложили царю совершить жертвоприношение в одном из окрестных храмов, находившимся за пределами крепостных стен.
Тирийцы отлично понимали, что, войдя в город, Александр его уже не покинет. Послы Тира объявили свой город нейтральным, решив не впускать в него ни персов, ни македонцев. В ответ Александр приказал начать осаду. Старая часть города – Палетир была взята без боя, а вот собственно Тир, выстроенный на искусственном острове, предстояло долго и упорно осаждать.
До острова, напоминавшего оскалившуюся голову змеи, от берега было около 800 метров. Крепость занимала большую часть острова, на северо-востоке располагалась Сидонская бухта, где находился главный порт. Был ещё и Египетский порт на юго-восточной окраине острова. Южная часть его представляла пустынную песчано-каменистую косу.
Длина крепостных стен Тира превышала 4 километра, высота их была более 7 метров, а длина многочисленных башен превышала 10 метров. Население Тира составляло более 35 000 человек, из числа которых гарнизон и боеспособные мужчины могли составить около 4000. В гаванях города имелось до 80 боевых и транспортных кораблей. Никто и никогда прежде не брал подобные твердыни приступом.
После битвы при Иссе и покорении средиземноморского побережья Ближнего Востока, в городах которого пришлось оставлять гарнизоны, поэтому у Александра имелось в строю не более 25 000 боеспособных воинов. Македонскому царю пришлось посылать специальные отряды в Малую Азию за осадными орудиями и военным флотом.
Начались длительные осадные работы. Почти всех окрестных жителей согнали македонцы для возведения дамбы от берега к восточному побережью острова Тир. По приказу Александра Македонского невольники и местные жители разрушили строения Палетира, засыпая воду камнями. Для скрепления дамбы нужны были деревья. Часть воинов была отправлена в Ливан для рубки тамошних кедров. Валке леса мешали дикие племена арабов, которые не подчинялись даже персам.
В феврале строительство дамбы застопорилось, её передний край приблизился к крепостным стенам. Теперь тирийцы могли обстреливать строителей из луков пращей, забрасывать их копьями. Более того, осаждённые, как выяснилось, не теряли времени даром, соорудив катапульты. Часть мирного населения, в основном женщины и старики были по морю переправлены в далёкий Карфаген.
Однажды среди белого дня восемьдесят тирийских судов, на которых находились лучники и катапульты, подплыли прямо к дамбе и нанесли немалый урон в живой силе среди её строителей. Македонские суда погнались за тирийцами, но те успели укрыться в своей гавани, потеряв лишь одно судно. Финикийцев приходилось загонять на работы силой. В один из дней к дамбе подплыл большой кит, едва не задев её. Этот эпизод расценивался суеверными палестинцами как дурное знамение и нагнал на них страх.
Древесины не хватало, флот ещё не прибыл, осада затягивалась. Нетерпеливый Александр оставил инженерные работы на своих лучших полководцев – Кратера, Пармениона и Пердикку. Сам царь отправился в местность, именуемую Антиливан, чтобы разом покончить с досаждавшими арабами, что сильно мешали рубке леса. Две недели македонская конница гонялась за варварами пустыни, пока наконец-то не настигла их и совершенно не разгромила.
В это время военачальники македонского царя решили проявить инициативу. Для защиты дамбы они выставили на её конце две сторожевые башни, внутри которых находились лучники и копьеметатели, защищавшие строителей. Для защиты строителей от стрел, камней и копий натягивались заслоны из кожи и парусины.
В одну из ночей тирийцы снарядили корабль, который использовался для перевозки лошадей, набив его соломой, серой, паклей смолой и прочими горючими материалами, подогнали судно к вражеским сторожевым башням и подожгли его. Огонь быстро уничтожил обе башни.
Тех, кто пытался спастись, жители Тира расстреливали из луков прямо с крепостных стен и с бортов двух кораблей, что специально находились возле пожарища. На следующий день разыгрался шторм, который почти целиком уничтожил дамбу.
В марте пришлось начинать всё заново. Теперь Александр приказал расширить дамбу, поверх камней укладывали целые деревья, связанные между собой, обсыпанные глиной, грязью и щебнем, затем сверху вновь укладывали скальные глыбы. По ночам осаждённые подплывали к молу и длинными крюками разрушали его.
Но скоро вылазки прекратились – в Сидонскую бухту прибыл македонский флот: 25 триер из Малой Азии, 80 финикийских галер и 120 судов с Кипра. Теперь македонцы блокировали Тир с моря, значительно обезопасив строительство дамбы. Тирийский флот однажды пытался атаковать её, но македонцы отбили атаку, потопив три корабля, и заперли его в Сидонском порту.
В апреле Александр получил долгожданных наёмников – около 4000 человек. Дамба была готова, однако, осаждённые вновь проявили чудеса изобретательности, построив на берегу, недалеко от стен города свои деревянные сторожевые башни. Они не давали возможности вплотную к стенам подвести македонцам свою осадную технику и подплывать вражеским судам. Только после десантной операции, проведённой Александром с суши и моря, башни эти были нейтрализованы.
Стенобитные орудия начали свою монотонную работу, сотни камней и стрел выпускали метательные машины по Тиру. Чтобы смягчить удары осаждённые вывешивали кожаные мешки с водорослями. Часть стенобитных орудий поместили на корабли, чтобы бить по стенам у самой воды, отвлекая силы защитников.
Тирийцы защищались, как могли. Они бросали на корабли противника каменные глыбы, ночью перерезали якорные канаты триер, чтобы их уносило в открытое море. Баграми и крючьями осажденные сбрасывали македонцев с осадных башен, лили на них кипящую смолу, кипяток, нечистоты, вар, раскалённый песок. Однако македонцев было уже не остановить, к тому же союзный Тиру город Карфаген отказал в помощи.
Последний шанс для спасения Тира был в использовании флота, но что могли сделать 77 его судов против 225 македонских? Тем не менее, улучив момент, тирийский флот выскользнул из Сидонской бухты и атаковал кипрские галеры, что стояли у берега почти без охраны. Тирийцам удалось сжечь три корабля противника, но тут появились пять триер, которые вёл сам Александр. Македонцы нанесли ощутимый удар по тирийской эскадре, разгромили её и загнали обратно. Больше осаждённые не решались на морские сражения.
В июле македонцы пробили-таки брешь в юго-восточной крепостной стене, что смотрела на Сидонскую бухту. В пролом устремились македонцы. Завязались тяжёлые уличные бои. На данном участке у осаждавших не было достаточного количества войск, поэтому жители Тира смогли вытеснить их и даже заделать стену до подхода основных македонских сил.
Александр Македонский дал своим воинам двухдневный отдых. В это время максимально возможное количество катапульт и таранов обрушились на ту стену, где недавно была пробита брешь. Многострадальная стена не выдержала и обрушилась в нескольких местах.
Эти пробоины заделать горожане уже не сумели. Проломы расширили и в них хлынули воины отрядов Кена и Адмета, одновременно с этим все македонские суда разом атаковали Сидонский и Египетский порты. Победа была полной: гавани захвачены, большую часть тирийских кораблей потопили и взяли на абордаж.
Для закрепления успеха Александр пустил в атаку тяжелую пехоту, которая принялась нещадно рубить тирийцев на улицах города. Македонский царь приказал уничтожать всех сопротивлявшихся, не зависимо от их пола и возраста. Это беспощадное распоряжение было охотно исполнено македонцами: более 8000 жителей Тира пали во время беспощадной резни.
Особенно ужасно выглядела главная площадь Агенора, усеянная тысячами трупов, среди которых были женщины и дети. Правитель Тира Аземилк с семьёй и двором укрылся в храме Мелькарта. За огромный выкуп он сумел избежать казни. Откупились и послы Карфагена. Не повезло только уцелевшим тирийцам: всех мужчин старше 14 лет распяли на позорных столбах вдоль берега моря. Когда столбы закончились, тирийцев стали вешать. Женщины и дети были проданы в рабство.
Захват македонцами Тира, считавшегося неприступным, продемонстрировал персидскому царю, что для Александра нет ничего невозможного. Захват Финикии позволял македонцам создать на её территориях плацдарм для будущего наступления вглубь Ближнего Востока и обезопасить свои тыловые коммуникации. Чтобы окончательно нейтрализовать персидский флот Александр вскоре после падения Тира завоевал все финикийское и палестинское побережье.
Другие публикации по теме «Главные победы Александра Великого» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Битва при Иссе.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!