Люси В. Хэй исследует, что делать, когда вы получаете противоречивую обратную связь о своём сценарии.
Если вы опытный писатель, вы знаете, что это хорошая идея - получить обратную связь от нескольких читателей и сделать сравнение между их заметками. Как редактор сценариев, я часто имею дело с авторами, для которых я всего лишь единственное мнение.
Если несколько читателей дают одну и ту же заметку, на неё стоит обратить внимание. 95% сценарного мастерства - это решение проблем (а это так), то, очевидно, если два или более читателей считают, что определенная сцена, персонаж, линия диалога или что-то ещё является проблемой, то это красный флаг для вас.
Но что произойдет, если вы получите противоречивые заметки?
Как известно любому сценаристу, такое случается. Один читатель может сказать, что структура вашего сценария - это проблема; другой может сказать, что она идеально подходит для истории. Один может забраковать характеристики ваших второстепенных персонажей; но для другого они абсолютно хороши, а вот главный герой или антагонист - это проблема.
Блин!! И что теперь??
Вот мой взгляд на то, как справиться с этой проблемой.
1) Доверьтесь своей интуиции
Иногда заметка - это хорошая заметка, но она просто не нужна и не применима к вашей истории. Например, если вы хотите рассказать историю о том, каково это - быть мужчиной в этом испорченном мире, то вам, вероятно, не нужен женский персонаж… Даже если главная женская роль сейчас считается самой востребованной в кино.
Другими словами, если ваш внутренний инстинкт говорит "нет", то вы, вероятно, должны прислушаться к нему – независимо от любых советов, особенно в отношении домыслов о том, чего хочет рынок.
2) Не относитесь ко всем заметкам как к равным
Я не говорю, что у тех, кто даёт обратную связь, автоматически заявлена повестка дня, но важно помнить, что у некоторых она есть.
Иногда это люди, которые просто имеют другой вкус, чем вы, и не знают, как отбросить это ради объективности.
Иногда это люди, которые по какой-то причине должны чувствовать себя "умными", "исправляя" вашу историю для вас.
Некоторые могут знать или не знать об этом. Быть в состоянии понять, действительно ли это так. Но как нам это сделать?
Читатель со своей собственной повесткой дня скажет вам — в недвусмысленных выражениях — КАК вы ДОЛЖНЫ исправить свой сценарий. У него никогда не бывает другого пути. (Бегите!!)
Кроме того, чем менее опытен тот, кто даёт обратную связь, тем более вероятно, что он может давать вам заметки, которые бесполезны или даже полностью не соответствуют действительности. Каждый должен с чего-то начинать, и вы можете стать их кривой обучения.
(Это не значит, что новые читатели не могут дать замечательных заметок – у меня было несколько блестящих, – но если вам что-то кажется не так от нового редактора, то смотрите пункт 1.
Поэтому вместо того, чтобы относиться ко всем заметкам как к одинокого важным, помните, что чтение и анализ сценариев - это навык, который обычно формируется со временем (так же, как и их написание).
3) Вы на одной волне?
Иногда сценаристы и те, кто даёт им обратную связь, не находятся на "одной волне", когда речь заходит об истории и о том, как она складывается. Им обоим может нравиться эта концепция, но у них есть противоречивые мнения о том, как её рассказать.
Поэтому, даже если вы считаете, что чьи-то предложения хороши, подумайте о том, какой должна быть история. О том, что вы, как писатель, хотите передать. Если заметки, которые вы получаете, противоположны или находятся далеко от ваших замыслов, то их нужно отбросить.
4) Сравните тех, кто даёт обратную связь
Если вы не знаете, как взвешивать одни заметки по сравнению с другими, посмотрите на людей, которые стоят за ними. Примите во внимание их опыт и перспективы. Например:
Если ваш сценарий является полнометражным, но один читатель работает на телевидении, а другой снял фильмы, тогда идите с тем, что снимает фильмы.
Если ваш сценарий - короткометражный фильм, и один из ваших читателей, работал с несколькими отмеченными наградами режиссёрами, а другой - нет, то очевидно, чей опыт должен победить.
Если вы написали сценарий семейной анимации, но один читатель работает на детском телевидении, а другой работал над несколькими шоу ужасов для взрослых, тогда идите с первым.
Опыт так много значит в этой игре, что имеет смысл пойти с советом человека, который уже делает то, что вы хотите делать ежедневно.
5) Будьте авторитетом в своей работе
Противоречивые советы всегда будут случаться... и иногда они будут превосходными. Вам просто не нужна каждая заметка.
Вместо того, чтобы мучиться, получите много обратной связи, чтобы вы могли определить, что вам нужно – и не нужно – автоматически! Вы можете сделать это только с помощью регулярной практики. Пишите. Получайте обратную связь. Повторите. Чем больше вы будете это делать, тем лучше будете оценивать получаемую обратную связь (а также свою собственную работу).
Поэтому не полагайтесь на обратную связь, которая скажет вам, что делать. Будьте открыты для идей или различных взглядов на вещи, но знайте, что это зависит от вас. Чудесным образом понятие "противоречивый совет" внезапно уплывает.
Вы являетесь авторитетом в своей собственной работе. Осознайте это. Используйте его.
Удачи!
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.