Найти тему

«Девушка подающая надежды»: Кэри Маллиган может уничтожить тебя

Пока третий сезон «Убивая Еву» лихорадит, шоураннерка второго Эмиральд Феннел дебютировала в полном метре стильным и эмпатичным триллером, где Кэри Маллиган мстит за изнасилование подруги.

Сюжет развертывается как тред о культуре изнасилования: некогда подающая надежды студентка медвуза Кэсс (Маллиган) дожидается 30-летия в родительском доме (Клэнси Браун и Дженнифер Кулидж), работая в крохотной кофейне, а по ночам прикидываясь пьяной в клубе, чтобы очередной good guy (первый — Адам Броди) под видом помощи не повез ее к себе домой. Вместо дармового секса, правда, каждого ждет нечто совершенно иное.

-2

Регулярные перфомансы Кассандры — к каждому она готовится с актерской или хирургической тщательностью — вызваны тем, что в студенчестве ее лучшую подругу изнасиловал первый парень курса, дело замяли, а Нина покончила с собой. Все, кроме Кэсс, благополучно об этом забыли, выросли и построили карьеру. Ее же жизнь разбилась на «до» и «после» — как амулет из двух половинок сердца, на котором были написаны подружьи имена.

«Девушка» начинается под ремикс Boys Charli XCX — и уже coub’ическая энергетика первой сцены обещает резкую смену настроений и даже жанров, хотя эта подсказка сработает только в финале, когда Маллиган переберет десяток нарядов и образов, а фильм успеет притвориться саркастичным rape revenge, агатакристиевским детективом нравов, мастерски придуманной мышеловкой и даже ромкомом.

-3

Ловкая жанровая игра и сокрушительный эффект самой истории почти бесшовно друг друга дополняют: как Кэсс не может встроиться в «нормальную жизнь», увидев слаженное действие защитного механизма общества, который практически стер ее подругу, так и фильм Феннел отказывается до конца погружаться в одну кинематографическую условность.

Проще говоря, это кино, снятое с определенным отстранением, дистанцией вытянутой руки. Кэсс не доверяет людям с благими намерениями, а защитные стойки и тем более сексуальная агрессия вызывают у нее праведную ярость. Примерно такую же Феннел транслирует к застарелым жанровым привычкам, где молодая женщина часто была зажата небогатым спектром от ромкома до эксплуатационной мести за изнасилование (этот поджанр четыре года назад лихо встряхнула Корали Фаржа своей «Выжившей»).

-4

Поэтому, работая в разных регистрах, «Девушка» лишь заигрывает с триллером и романтической комедией, чтобы потом визуальным гэгом или твистом убрать очередной наряд в шкаф. Корни этой взрывной трагикомедии уходят еще глубже, прошивая киллбиловскую эклектику, галерею хичкоковских блондинок, то ли роковых, то ли обреченных, и далее — до античного фатума, который действует надежнее законодательной системы. Хотя по пути к развязке остроумно показаны все звенья гребаной цепи: и кто смотрел, и кто отмазывал от тюрьмы, чтобы не портить парню жизнь, и кто свалил всю вину на пьяную студентку.

Фильм при этом не только мозаично пост, но и во многом мета: сыгравшая маму Стифлера в «Американском пироге» Кулидж — икона подростковой похоти и культа потери девственности (впрочем, «АП» на самом деле довольно целомудренное кино); едкий стендапер Бо Бёрнем, теперь снимающий душевное кино о школе, пример эволюции от подростковой жесткости к зрелости и эмпатии; Элисон Бри с вечной печатью отличницы из «Коммьюнити» идеально вписывается в галерею тех, кто верит в «Сама виновата», — и тд. Себе Феннел остроумно доверила камео видеоблогерши, которая учит, как правильно сделать Blowjob Lips Make-up.

-5

Ну и в центре всего этого Кэри Маллиган — ангел мщения, летящий под кавер It’s raining men — песни, которая меняет свой смысл, кажется, каждые 20 лет (в 1980-е это был гей-гимн, в нулевые — наэлектризованная секс-бомба, в версии DeathbyRomy — задумчивое похмелье вседозволенности; в общем, музыка выбрана так же метко, как актеры и жанры). Железная интонация, непрошибаемый покерфейс, легким движением губ превращающийся в десятки сортов чертовщинки, одинаковая гармония с нарядами уютной пай-девочки, вечного подростка и чьих-то сексуальных фантазий, которые она не собирается воплощать.

Феннел предлагает Маллиган пострелять по тарелочкам часто предлагаемых ей образов, а заодно и по тем, которые ей, вероятно, стеснялись предложить, — и она укладывает их один за другим. Даже в финальном смайлике читается ее мимика. Если роль можно сделать практически одними губами, то в видеоблоге этому не научишь.

Подписывайтесь на канал | Слушайте подкаст | Подробнее о «Тинтине»