Сегодня я продолжаю тему, касающуюся психологического аспекта терапии невроза (в работе психолога), начатую в прошлой статье.
Итак, друзья, это 2 часть темы, и следующий этап терапии после отслеживания, контроля переноса и контрпереноса при повторном переживании травмы клиентом – переосмысление.
4 . Переосмысление клиентом детской травмы
Это потребует определенных (новых) усилий от человека во время терапии, потому что ему необходимо будет впервые за долгие годы жизни с травмирующими переживаниями попробовать взглянуть на них иначе, чем он привык – совсем под другим углом.
А именно – с позиции себя настоящего, зрелого, взрослого, сильного, опытного, прекрасного человека, способного видеть истину и ложь, и фиксировать разницу.
Почему это дает терапевтический эффект?
Дело в том, что порой годами адаптируясь к своим деструктивным мыслям и поведению из-за пережитых негативных событий, оказавших патологическое влияние на человека и его жизнь, человек смотрит на свой прежний опыт с позиции того возраста, когда и случилась травма.
То есть, если клиент пережил в 6 лет эпизод страшного физического насилия от родителя, то даже в свои 56 он будет (естественно, в отсутствии должной психологической помощи) знать о нем ровно столько и воспринимать все так, как было им это впервые воспринято в 6 лет.
Почему?
Потому что травма «срастается» с личностью человека, обеспечивая некий «злой» симбиоз: человек «питает» боль своим привычным восприятием и отсутствием изменений, а травма в ответ дает человеку константность, иллюзию комфорта, например, в виде всяких ложных установок – «У меня все в порядке, а плачу по ночам из-за того, что работа стрессогенная», «Я ок, просто, наверное, авитаминоз сказывается» и т.д.
И когда в рамках психотерапии человек впервые смотрит на себя и свои мысли, свои действия (касательно когда-то случившегося страшного в жизни) уже с позиции своего актуального состояния (уже взрослого, самостоятельного, отвечающего за себя человека), то он может видеть проблему так, как испуганный 6-летний ребенок понять бы не смог.
При таком процессе возникает диссонанс (реакция психики на несоответствие прежних убеждений – новым), а следом – облегчение от рационализации травмы, ее переосмысления, объяснения для себя всех событий, причин, следствий, побуждений людей, механизмов их действий, всегда ведущих к некоторому озарению в отношении к случившемуся.
Представьте, что вы можете воспользоваться машиной времени, и вернувшись в прошлое, обнять в свои 56 лет себя 6-летнего, обиженного, напуганного, испытавшего ужас; дать себе маленькому от себя большого всю необходимую информацию о том, что с ним только что стряслось. Так ее предоставить, чтобы все смягчить, чтобы защитить и помочь пережить.
Вот, с чем можно сравнить этот этап психологической помощи при травме.
5. Отделение себя от позиции жертвы
На фоне детской травмы нередко образуется «костыль» – модель/шаблон поведения, который помогает человеку социализироваться в жизни (насколько это возможно, с учетом степени нанесенного ему психологического вреда из-за травмирующих событий) и адаптироваться психически к более-менее полноценной жизни.
Таким образом, чтобы жить, общаться, работать, отдыхать, реагировать на окружающую действительность, человек «прячется» (вынужденно) за маской жертвы.
Он, как бы, «отыгрывает» свою жизнь, события в ней, в роли, однажды принятой им не по своей воле (а с подачи того, кто был причастен к травме) – в роли жертвы.
Отделение от нее – преодоление серьезного препятствия, избавление от огромной кучи проблем, связанных, в том числе, и с взаимодействием с людьми. Да и с самим собой.
Это только кажется, что жертва – это отчасти/кому-то выгодно, что это ради удобно жалости и поблажек. Нет, это дичайшее заблуждение. Роль жертвы – это насильственная, как правило, роль, навязанная, сформированная невротически. Это способ «убегания» от невозможности принять данность. Исключением здесь могут быть психические расстройства, личностные расстройства – например, расстройство личности нарциссического типа/НРЛ (а именно, «Мягкие тираны», которые травят, надевая «маску» страдальцев, в отличие от «Злокачественных тиранов», которые открыто ведут себя, как агрессоры и властелины).
Поэтому, когда человек при взаимодействии с социумом использует позицию жертвы – это его щит.
Своего рода, защитный механизм психики.
Роль жертвы, как правило, не бывает автономной, она может коррелировать с такими проявлениями психики и с поведением, как:
· иррациональное чувство вины (когда не за что испытывать стыд, но человек все равно чувствует себя виноватым в чем-то);
· тревожность, страх брать ответственность на себя;
· завышенные ожидания к себе и другим (вероятно, из-за жесткой критики и несоизмеримо высоких ожиданий от человека в детстве, из-за порицания за личные взгляды, инициативы, позиции, желания);
· отсутствие гибкости при сотрудничестве (так как человек не знает, что такое быть лояльным, так как не видел к себе аналогичного отношения от близких, не жил в ситуации, когда принимают просто так, а не за что-то);
· перфекционизм (потому что с детства приучили «заслуживать» похвалу, любовь, одобрение) и другие.
По этой причине роль жертвы правильно считать последствием неправильных, искаженных, травмирующих детско-родительских отношений.
Избавиться от нее можно, отделив токсичное мнение о себе, адресованное обидчиками, от собственно мнения человека о самом себе.
С этой целью помогут справиться методы когнетивно-поведенческой терапии (КПТ). Например, такое эффективное упражнение, как когнитивная реструктуризация – ответы на вопросы методики, работа по ней со специалистом дают человеку понять, что он не тот, кем его называли; что он не виноват в том, в чем его обвиняли; что он не должен был слышать, чувствовать того, что его заставляли чувствовать, что он свободен выбирать себя любым и достоин счастья и уважения. В первую очередь – от самого себя.
После того, как клиент осознал наличие проблемы/травмы, понял ее причины, увидел роль близких в этом, отследил свою реакцию на пережитое (и получил отклик специалиста), правильно воспринял осознанное, все неправильное переосмыслил с позиции взрослого, рационального «Я», зафиксировал в своем поведении позицию жертвы, избавился от токсичной жалости к себе, сняв эту защитную «маску», открывшись грядущим положительным изменениям, он смело может переходить к следующему важному этапу – к переработке последствий.
И началом здесь выступит «диалог» клиента со своими обидчиками, кем бы они ни являлись, и где бы они ни находились.
Но об этом мы поговорим в 3-ей части материала о терапии невроза – следите за новостями «ПиПси» в соц сетях, чтобы не пропустить новую статью.
__________
Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK, где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Чем больше ваших лайков и подписок, тем больше будет любопытного!
Приятного всем вечера и радостного нового дня.
__________
Будьте здоровы и счастливы.
( .◜ .̫ ◝.ʃƪ )