Найти в Дзене

Вопрос "Как дела?" как инструмент проверки настроя сотрудника

Оглавление

Периодически обсуждаем с руководителями такой момент: есть сотрудники в целом лояльные к компании и задачам, есть откровенно нелояльные, есть серединка на половинку. Но и у одних, и у вторых, и у третьих есть ещё и ситуативные колебания настроя, которые влияют на работоспособность и восприятие указаний. И руководителю, кроме системных, нужны экспресс-инструменты, чтобы понять, а каков настрой сотрудника прямо сейчас.

Один из таких инструментов, действующих буквально за несколько минут - простой вопрос "Как дела?", который руководитель может задать в начале рабочего дня/смены, или например перед постановкой новой задачи/любой другой важной беседой.

Ахтунг! Если вопрос в вашей компании затёрт до дыр, применяется как формальность и не вызывает ничего, кроме тошноты, поищите другую формулировку (но с близким смыслом).

Однако задать вопрос в этой (или какой-то очень близкой) формулировке - только полдела, потому что гораздо более важно верно оценить ответ.

И нет, это не о том, что сотрудник с положительным настроем к компании и задачам скажет "всё прекрасно", а сотрудник со сниженным настроем скажет "всё ужасно". Это было бы слишком просто))

Что ответит сотрудник с положительным настроем?

  • Если у него прямо сейчас горит какая-то проблема - он скажет про проблему.
  • Если он прямо сейчас гордится каким-то достижением - он скажет про достижение.
  • Если ему прямо сейчас необходимы ресурсы - он запросит ресурсы.
  • Если у него сейчас планируется какое-то срочное дело - он скажет про срочное дело и попросит перенести беседу.
  • Если у него сейчас внимание сфокусировано на личном вопросе (ребёнок выступает на соревнованиях/кошка окотилась/машину поцарапали) - он скажет о личном вопросе.

Главная тенденция: он будет говорить с руководителем!

То есть пойдёт на контакт. А возможно, кроме ответа на сам вопрос ещё и попросит помощи, выскажет какую-то идею или даст совет. Конечно, объём и стилистика будут зависеть ещё и от личных особенностей сотрудника, но в целом готовность идти на контакт будет заметна.

Что ответит сотрудник со сниженным настроем?

  • Если он знает, что руководитель ждёт позитива - он бодро отрапортует "Всё прекрасно!".
  • Если знает, что руководителя напрягают "прекрасности" и заставляют расспрашивать подробнее - он буркнет "Всё нормально".
  • Если знает, что больше всего руководителя волнует план - ответит "Всё по плану".
  • Если знает, что руководитель опасается сложностей - скажет "Работаем, проблем нет".
  • Если дистанция и неформальность отношений позволяют - скажет прямо "Отстань".

Главная тенденция: он сделает всё, чтобы "схлопнуть" диалог и сбежать куда-нибудь подальше.

По сути, он "отговорится" типичной формальностью, тем, что заставит руководителя выдохнуть и расслабиться (а зря!).

Либо есть ещё вариант:

  • Переведёт тему и/или сделает вид, что не понял, к чему относился вопрос - "У Василия кошка окотилась, ты в курсе?"
  • Переведёт "стрелки" на самого руководителя, заставляя того оправдываться - "А почему ты спрашиваешь, что-то случилось?!"
  • Утрированно усилит негатив (и это не про юмор) - "Всё отвратительно, можно закрываться".
  • Сманипулирует - "Пока ты не пришёл, было прекрасно".

Дополнительная тенденция: сделает так, чтобы самому не говорить.

И это будет означать для руководителя, что постановку важной задачи, обсуждение нового проекта, дискуссию на тему расширения функционала и пр. стоит немного отложить. Ну или хотя бы для начала попытаться вывести сотрудника на диалог.

Используете такую или похожую по смыслу "вводную", чтобы оценить настрой?

Всё прекрасно, спросите ещё)))
Всё прекрасно, спросите ещё)))