- Деда, а этот рычаг для чего? А этот звук о чём говорит?
- Этот звук, Славик, говорит о том, что мотору мощности не хватает, оборотов надо добавить! А про рычаг я тебе уже объяснял, неужто забыл?!
- Забыл, деда! Расскажи ещё раз!
- Ну давай, залазь ко мне на коленки и слушай, запоминай!
Жил-был мальчик Слава. Как и все советские дети - ходил в садик, затем в школу, по призыву - ушёл в армию на 2 долгих года. Оттуда и идёт отсчёт его водительского стажа - почитай, с февраля 1982 года! А это уже, без мáлого, 39 лет... Чтобы не быть голословной, добавлю здесь автобиграфичные воспоминания самого Славика:
"Дед работал тогда на "пожарке". А наш садик был совсем рядом с пожарным автоцехом. Летом в тихий час я вылезал через окошко и шёл к деду в автоцех. Он сажал меня в кабину пожарной машины, открывал бардачок, а там... Там сушёная рыбка, конфеты-сосульки, пряники столетние. (А какие вкусные и машиной пахнут!). Вот и сидел, рулил. Через пару часов дед меня вынимал из кабины и говорил: "Сейчас у вас подъем будет, беги быстрее в сад, а то тебя хватятся, а тебя и на месте-то нет!" Вот так я и рос в кабине, на пóлике у деда и отца.
По окончании школы, осенью 81-ого, отец привёз меня в училище - учиться на шофёра. Он сам там работал инструктором по вождению в конце 70-хх. Отца там все знали и очень уважали. А однажды случился вот такой казус.
Приезжаем мы с инструктором на заправку заправляться. У нас был новенький ГАЗ-53 военного исполнения с двумя топливными баками: прямо под кабиной - на 90 литров, и слева, под кузовом на 105. Как обычно, инструктора сели играть в домино, а нам приказали проверить масло, (при необходимости долить) смазать шкворня, рулевые тяги, подвесной. Тут приезжает ещё один инструктор с курсантом на шишиге. (ГАЗ-66) И на нём как раз не хватает масла. У нас на ГАЗ-53 уже было заливное отверстие на клапанной крышке, хоть и с центрифугой. А на шишиге стояла заливная горловина на пауке и сверху чёрный грибок (сапун). А мы, конечно, об этом даже не догадывались. Ни сном, ни духом, как говорится.
Вчетвером искали дырку, куда залить масло. 😂 Не нашли. Тогда я, с умным видом, говорю: машина военная - стало быть, всё сделано герметично. Наверное, что - то нужно откручивать, или закачивать масло прямо через щуп, специальным качком. ☝🏽
Со мной все согласились, только мы решили обойтись без "качка". Свернули картонку воронкой и начали заливать масло через трубку щупа. Двое держат "воронку", один льёт масло, а я степенно "руковожу". Все измазались, движок с рамой залили маслом, но были крайне увлечены этим процессом...
Отвлеклись мы только на громкий хохот инструкторов. Причём, мне тогда досталось больше всех. Застыдил меня инструктор этого самого 66-го, дядя Толя: "Слава, тебе что, отец не показывал куда масло заливать?" Я отвернулся от стыда. Я не знал. Ведь когда отец работал на ГАЗ-53 с похожим мотором, я ещё "под стол пешком ходил".
А весной 84-го, аккурат после армии, получил я свой первый рабочий автомобиль - новенький топливозаправщик ГАЗ-52 песочного цвета. И номер дали на него красивый: 39-39.
В 86-ом году, уже в другой конторе, сел я на КрАЗ-256, а в начале 87-го, наконец-то с него сбежал. Так началась для меня эра КамАЗов.
Получил я КамАЗ - миксер с консервации. Дали на него документы, ЗИП*, и пошёл я владеть этим чудом техники.
ЗИП* - сокращение от "запасные части, инструменты и принадлежности". Или, с тем же смыслом, " запасные изделия прилагаемые".
После КрАЗа, это как с кукурузника пересесть на летающую тарелку. Открыл я кабину, поставил фильтр, "батарейки", натаскал вëдрами солярки. Осталось залить тосола и прокачать систему. Поднял боковушки, защëлки дёрнул вниз - кабина не поднимается. Дëрг, дëрг- никак!
Сначала один пацан-кразист подошёл, посидел в кабине полюбовался. После - другой, за ним третий. А я, между их приходами, защëлку какую-нибудь ищу, или стопор. Кабину-то надо поднять. А спросить у кого-нибудь - гордость не позволяет. Засмеют. Тем более, КамАЗов у нас было на всю базу всего 7 штук, а остальные - Кразы, МАЗы, ЗИЛы-ммз и тягачи.
В общем, ближе к обеду, я случайно задел рычажок рядом с правой защëлкой кабины. Она дëрнулась - вот и все дела! Поднял кабину, прокачал солярку, залил тосол. И КамАЗ мой завёлся с полпинка!
Посмотрел на панели картинку с порядком переключения передач, и уже после обеда я рассекал по автобазе, как ярый камазист! Уже потом, при автобазе были проведены двухнедельные курсы на КамАЗ. Тогда уже я и "корочки" получил. Было мне на тот момент 23 года... "
Если составить резюме Славы, то вкратце это будет выглядеть так:
Училище - ГАЗ 93,
Армия - ЗИЛ 131,
ГАЗ-52 топливозаправщик,
КрАЗ 256,
Далее, на протяжении 28 лет КамАЗы (миксер, совок "ласточка", совок-коротышка с прицепом, колхозник с прицепом, тягач 54115),
МАЗ-64229,
И последние три года - своя Газель. Гузéлька, как ласково называет её Слава. А себя он по-мужски зовёт "шоферюга в третьем колене". А как же ещё называться, если вся твоя жизнь, начиная с самого рождения, переплетается с урчанием мотора, запахом соляры и масла, с шуршанием колёс и мужицкими разговорами в ремонтном боксе?
А сегодня у этого замечательного человека день рождения! 🥳
И я от всей души хочу поздравить его, хотя, по своей скромности, он и не любит внимания, да и дни рождения не особо-то жалует.
Слава,
Пусть в Вашей жизни будет всё "путём",
Пусть не подводит счётчик километров,
Пусть радость и любовь приходят в дом,
С деньгами будет всё всегда конкретно!
Пускай мотор стучит бесперебойно,
Все узловые в смазке, на ходу,
И Вы с Гузелькой весело, спокойно
Возьмёте в рейс счастливую звезду! 💫
🚚 Зимний марафон, КамАЗ на дыбах и незащелкнутый ручник. Техника безопасности от Славчика
🚚 Как я на грузовике лицом к лицу с тепловозом встретился. Быль