На Литераторских мостках, в самом начале Актерской дорожки возвышается необычного вида памятник. Взгляд притягивают выразительные бронзовые позеленевшие от времени фигуры двух женщин и юноши. Лица женщин с любовью обращены к молодому человеку, который смотрит в ответ слегка растерянно или вопрошающе. Женщина постарше обнимает молодую женщину и молодого человека за плечи, при этом молодая держит юношу за руку. Обратите внимание, как бессильно повисла кисть этой руки... Вторая рука молодого человека прижата к груди.
Позади этой скульптурной композиции возвышается темный гранитный крест.
Этот надгробный памятник создала в 1912 году первая российская женщина-скульптор Мария Львовна Диллон. (Другая ее известная работа – надгробный памятник Вере Комиссаржевской в Некрополе мастеров искусств (Александро-Невская лавра)). Гранитные работы по изготовлению креста проводились в мастерской И. Молчанова.
Бронзовая скульптурная группа изображает прощание перед вечной разлукой. По позам участников понятно, что уходит навсегда молодой человек, а две женщины провожают его с любовью и надеждой на встречу в будущем. Петербургская газета так писала об этом проекте Марии Диллон: «Памятник этот, отлитый из бронзы, задуман очень оригинально и эффектно, и как хороши фигуры двух женщин, словно желающих удержать теряемого, отходящего к иной жизни близкого!»
Молодого человека звали Николай Серапионович Арутинов. Он был сыном действительного статского советника, доктора медицины Серапиона Моисеевича Арутинянца (Арутинов – это русификация армянской фамилии) и Елены Ивановны Рубан-Лазаревич. В семье было двое детей: дочь и сын. Родители устроили Колю в Императорский Александровский Лицей, который в то время находился на особом положении. Это было закрытое учебное заведение, и принимало к себе только детей потомственных российских дворян.
В 1911 году Николай был уже на третьем курсе и не выдержал экзамен по государственному праву. На переэкзаменовке он тоже получил неудовлетворительную оценку и... застрeлился.
Безутешная семья получила разрешение похоронить сына на Новодевичьем кладбище Петербурга – в то время самoубийц разрешали отпевать в церкви и хорoнить на кладбище, если родственники могли доказать, что человек пoкoнчил с собой в состоянии психического нездоровья. Именно такая история и случилась с Николенькой.
В 1912 году на мoгиле поставили памятник по проекту Марии Диллон со скульптурной группой: мать и сестра удерживают Николая, но он уже уходит от них, уже принадлежит другому миру. Женщины не могут его остановить, как бы они ни хотели этого... В то время над головами на верхней части креста, была икона, а под правой рукой Николая лежали две бронзовые розы.
К сожалению, ни икона, ни розы не сохранились. В 1951 году памятник перенесли с Новодевичьего кладбища (без переноса праха) на Литераторские мостки, чтобы уберечь от разрушения: Новодевичье кладбище планировали уничтожить, а на его месте устроить сад.
Про Новодевичье кладбище можно почитать здесь
Про Литераторские мостки здесь