Найти тему

Прощание перед вечной разлукой

На Литераторских мостках, в самом начале Актерской дорожки возвышается необычного вида памятник. Взгляд притягивают выразительные бронзовые позеленевшие от времени фигуры двух женщин и юноши. Лица женщин с любовью обращены к молодому человеку, который смотрит в ответ слегка растерянно или вопрошающе. Женщина постарше обнимает молодую женщину и молодого человека за плечи, при этом молодая держит юношу за руку. Обратите внимание, как бессильно повисла кисть этой руки... Вторая рука молодого человека прижата к груди.

Позади этой скульптурной композиции возвышается темный гранитный крест.

Надгробие на Литераторский мостках. Фото автора
Надгробие на Литераторский мостках. Фото автора

Этот надгробный памятник создала в 1912 году первая российская женщина-скульптор Мария Львовна Диллон. (Другая ее известная работа – надгробный памятник Вере Комиссаржевской в Некрополе мастеров искусств (Александро-Невская лавра)). Гранитные работы по изготовлению креста проводились в мастерской И. Молчанова.

Бронзовая скульптурная группа изображает прощание перед вечной разлукой. По позам участников понятно, что уходит навсегда молодой человек, а две женщины провожают его с любовью и надеждой на встречу в будущем. Петербургская газета так писала об этом проекте Марии Диллон: «Памятник этот, отлитый из бронзы, задуман очень оригинально и эффектно, и как хороши фигуры двух женщин, словно желающих удержать теряемого, отходящего к иной жизни близкого!»

Надгробный памятник. Фрагмент. Фото автора
Надгробный памятник. Фрагмент. Фото автора

Молодого человека звали Николай Серапионович Арутинов. Он был сыном действительного статского советника, доктора медицины Серапиона Моисеевича Арутинянца (Арутинов – это русификация армянской фамилии) и Елены Ивановны Рубан-Лазаревич. В семье было двое детей: дочь и сын. Родители устроили Колю в Императорский Александровский Лицей, который в то время находился на особом положении. Это было закрытое учебное заведение, и принимало к себе только детей потомственных российских дворян.

В 1911 году Николай был уже на третьем курсе и не выдержал экзамен по государственному праву. На переэкзаменовке он тоже получил неудовлетворительную оценку и... застрeлился.

Безутешная семья получила разрешение похоронить сына на Новодевичьем кладбище Петербурга – в то время самoубийц разрешали отпевать в церкви и хорoнить на кладбище, если родственники могли доказать, что человек пoкoнчил с собой в состоянии психического нездоровья. Именно такая история и случилась с Николенькой.

В 1912 году на мoгиле поставили памятник по проекту Марии Диллон со скульптурной группой: мать и сестра удерживают Николая, но он уже уходит от них, уже принадлежит другому миру. Женщины не могут его остановить, как бы они ни хотели этого... В то время над головами на верхней части креста, была икона, а под правой рукой Николая лежали две бронзовые розы.

Фото 1910х годов.
Фото 1910х годов.

К сожалению, ни икона, ни розы не сохранились. В 1951 году памятник перенесли с Новодевичьего кладбища (без переноса праха) на Литераторские мостки, чтобы уберечь от разрушения: Новодевичье кладбище планировали уничтожить, а на его месте устроить сад.

Про Новодевичье кладбище можно почитать здесь
Про Литераторские мостки
здесь