Все мы читали "Севастопольские рассказы" Льва Николаевича Толстого и знаем про Крымскую войну. Однако, надо понимать, что та война отнюдь не ограничивалась героической обороной Севастополя. Боевые действия велись на многих рубежах нашей страны. Золотыми строками в историю России в те годы вписаны оборона Петропавловска-Камчатского, Соловецкого монастыря и много других событий. Сегодня я расскажу о таком малоизвестном моменте Крымской воны, как участие в ней донских казачьих полков. На нашем канале я уже рассказывал, как небольшой казачий отряд под командованием сотника Краснова в конном строю захватил английскую канонерскую лодку во время Крымской войны. Пришло время рассказать вообще о роли донских казаков в Крымской войне. Причем, не только в Крыму, но и на Кавказе, где они, по сути, своей кровью определили условия мирного договора по завершении Крымской войны.
Военные действия в 1654-56 гг. происходили на различных военных театрах: на Дунае, на Кавказе и Крыму. В зависимости от общей обстановки характер операций на каждом из этих боевых театров сложился совершенно различно. Дунайская армия, открывшая военные действия против Турции, по политическим условиям, была отведена вскоре на левый берег р. Прут. В виду явно враждебной позиции Австрии в отношении России, эта армия в течение всей войны занимала выжидательное положение.
Кавказ, бывший в течение полустолетия театром военных действий против кавказских горских народов, превращался теперь в театр войны против Турции.
На Крымском полуострове, занимавшем центральное положение, происходили главные военные действия.
Господствующее положение Англо-Французского флота в Черном море позволяло им произвести высадку войск на любом участке побережья Черного и Азовского морей. Русские войска должны были защищать обширные пространства морского побережья от устья р. Кубани до Днестра. Для этой цели требовалось большое количество конницы. Положение осложнялось еще тем, что с началом военных действий на Кавказе против Турции все войска с Кавказской оборонительной линии переводились на турецкий фронт. Оборона по линии рек Терека и Кубани против горских народов, ложилась на части Линейных, Черноморских и донских казачьих войск. Линейное казачье Войско, расположенное станицами против Кабарды и дагестанских горцев, а также Черноморское - против Закубанских народов, могли занимать только оборонительное положение
На Кавказской оборонительной линии постоянно находилось 20 донских полков. Но с началом войны, шесть из них были отправлены с отрядами регулярных войск на турецкую границу. Столько же полков находилось в Закавказье, на Лезгинской линии, и только половина этого состава оставалась для активных действий на главной оборонительной линии. Между тем, угроза со стороны кавказских народов возрастала.
В таких условиях, для пополнения рядов конницы требовалась усиленная мобилизация Донского казачьего Войска.
В нормальных условиях Донское Войско выставляло 58 конных полков,14 батарей и 7 батарей резервных. Во время Крымской войны Войском было выставлено до 80 полков.
Ответственная задача обороны Азовско-Черноморского побережья возложена была на Войско Донское. Указом Императора на Донского Наказного Атамана было возложено управление обороной Азовско-Черноморской береговой линии. Надо сказать, что бывший тогда наказным атаманом войска Донского генерал Хомутов был первым в истории Донского Войска наказным атаманом не из природных казаков. Кроме того, он был назначен Начальником отряда регулярных и казачьих войск, занимавших восточную часть Крымского полуострова. Деятельность этого отряда тесно связывалась с операциями главного корпуса под командой князя Меньшикова, занимавшего юго-западную часть полуострова.
Походным Атаманом войск был назначен генерал-лейтенант Краснов, которому была поручена оборона побережья от устья Кубани до Чангарского моста, на Сиваше.
После высадки англо-французских войск в Евпатории и осады ими Севастополя, русские войска на Крымском полуострове были объединены под командой князя Меньшикова. Часть их защищало. Севастополь, другая часть, в качестве полевого корпуса, действовала против осаждавших сил противника, с севера.
Центром военных операций был Севастополь; одиннадцатимесячная оборона которого имела решающее значение на исход войны.
Важное стратегическое значение для Крымской армии имели пути сообщения, связывавшие Крым со страной и проходившие через два узкие перешейка Перекоп и Геническ. Слабым пунктом обороны Крымского полуострова был Керченский пролив, где существовала угроза вторжения военной флотилии противника в Азовское море, нападения на его побережье.
Задача защиты этих важных пунктов была возложена, преимущественно, на конницу.
На полуостров были введены до 30 донских казачьих полков, которые в составе регулярной конницы, в течение всей крымской кампании выполняли ответственную задачу обеспечения путей сообщения, а так же обороняли побережье от возможных десантных операций противника Кроме обороны стратегических путей, донские полки принимали участие в полевых боях: у Аккермана, на реке Черной и при штурме Евпатории.
После того, как англо-французский флот прорвался сквозь слабую защиту Керченского пролива и вошел в Азовское море, все побережье оказалось открытым для нападения десантных войск противника. Создалась угроза выхода этих войск к 1еническу и изолирование Крыма от страны. Оборона прибрежных пунктов опиралась, главным образом, на донские полки.
В то время, как главные усилия воюющих сторон сосредоточены были на бастионах Севастополя, русские войска вели успешные операции на Кавказе, против Турции. После занятия части территории пограничных турецких пашанлыков, русские войска подошли к Карсу и обложили его.
В составе кавказских войск был выдающийся донской генерал Бакланов. В течении многих лет войны с горскими народами, Бакланов приобрел громкую известность. Командующий Кавказской армией, ген. Муравьев, перевел генерал Бакланова с должности начальника Левого фланга Кавказской оборонительной линии в действующую армию против турок и назначил его начальником всей регулярной конницы и казачьих полков.
Генерал Бакланов со своим отрядом выдвинулся в сторону Эрзерума, где была расположена главная турецкая армия и прервал сообщения ее с Карсом. Перед русской армией стояла задача занятия Карса. Генерал Бакланов, ознакомившись с общей обстановкой и состоянием крепости, предложил генералу Муравьеву немедленно штурмовать Карс. Генерал Муравьев не согласился и приступил к его осаде.
Турки, под начальством английских офицеров, начали быстро производить работы по укреплению, и Карс в скором времени превратился в хорошо защищенную крепость. К этому времени были получены сведения о движении турецких войск Селим-Паши из Зрзерума, и Омер-Паши от Батума на выручку Карса. Генерал Муравьев под влиянием этих сведений, решил штурмовать крепость. Он вызвал в штаб генерала Бакланова и спросил его мнение. Генерал Бакланов в течении нескольких ночей производил разведку крепостных сооружений, после чего решительно заявил генералу Муравьеву, что штурм обречен на полную неудачу «в чем он ручается головой, поседевшей в боях».
Генерал Муравьев с мнением генерала Бакланова не согласился и на все его доводы ,в резкой форме заявил ему, что «яйца кур не учат» - решил штурмовать Карс. Штурм окончился полной неудачей: войска понесли большие потери и повсюду были отбиты.
После неудачи штурма генерал Муравьев решил снять осаду и отвести войска в пределы России. В это время Омер-Паша, выйдя из Батума, потеснил слабый отряд русских войск под начальством Багратиона-Мухранского, занял Мингрелию и оставался в бездействии. Никаких активных действий не принимал и Селим-Паша со стороны Эрзерума.
Генерал Бакланов, лучше разбиравшийся в условиях кавказских войн, убедил Муравьева продолжать блокаду Карса. Получив согласие, генерал Бакланов со своим конным отрядом установил непрерывное наблюдение за всеми выходами из осажденной крепости и через сигнализацию секретных постов получал точные сведения о всех передвижениях осажденных войск гарнизона Карса, что позволяло ему поднимать по тревоге свой отряд и мчаться с ним на места, где турки делали вылазку. Генерал Бакланов налетал на противника, разбивал и гнал его в крепость.
Гарнизон Карса, отрезанный от общения с внешним миром, лишенный связи и пополнения средств снабжения, примерно, через месяц осады, в количестве 30 тысяч войск, капитулировал.
Взятие Карса было не только отрадным событием в истории Крымской войны, но и имело важное значение для русской дипломатии при мирных переговорах. Россия под давлением всей Европы должны была пойти на тяжелые мирные условия.
Владение русскими Карсом имело то значение, что по мирному договору, он возвращался Турции, а в обмен на него Россия получила потерянный ей Севастополь.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!
Всего Вам доброго!