Здравствуйте читатели! Гражданская война в обществе не утихает, а вот национальных разногласий у нас совсем еще недавно не было. Предлагаю вспомнить несколько хороших фильмов, снятых в СССР на национальных киностудиях и посвященных теме гражданской войны и участия в ней представителей разных народов.
"Взрыв после полуночи" 1969 г. Арменфильм
Весна 1919 г. Дагестан занят деникинскими войсками, красные - в Астрахани, но нефтяные промыслы Закавказья и бензин, который там производят, нужны всем.
Начальник Астраханской ЧК Атарбеков, задержав персидского предпринимателя Мехмеди Амина с женой, посылает под их именем на территорию противника своих агентов Армена и Ануш, артистов театра.
Они должны заключить договор с местным нефтепромышленником Мухташевым на поставку горючего, якобы в Персию, а на самом деле - в Астрахань.
В свою очередь, туда, для восстановления связей с контрреволюционным подпольем, отправляется полковник деникинской контрразведки Самарин под видом балтийского моряка. Он серьезный и убежденный противник, в отличие, например, от его корыстного и несколько карикатурного начальника Ренделя.
Фильм местами пафосный, но колоритный, с убедительным разнообразием мест действия: церковь, ресторан, кинотеатр, публичный дом, подвалы ЧК, кабинеты деникинской контрразведки.
Живо и ярко играют известные артисты: Фрунзик Мкртчан (Мухташев), Владимир Кенигсон (Рендель), Тамара Носова (Галина, подставная горничная лже-предпринимателей) и исполнители ролей второго плана, как бандит в тюрьме , которому Самарин заказывает своего сломавшегося агента или черноморский морячок, спровоцированный им на драку.
"Конец атамана" 1970 г. Казахфильм
В 1920 г. на границе Казахстана с Китаем неспокойно. По ту сторону стоят войска атамана Дутова, да и в столице, городе Верном, по сведениям ОГПУ, действует разветвленная антисоветская агентурная сеть, готовая поднять восстание при переходе дутовцами границы.
Начальник милиции Джаркентского уезда Касымхан Чадьяров - князь по рождению, дядя его служит в штабе Дутова. На склад, где должен был хранится опиум, совершают нападение перебежчики с китайской стороны, но наркотика не находят. Чадьяров тайно отпускает захваченного пленного.
Вскоре, на заседании ЧК, его арестуют как разоблаченного руководителя антисоветского подполья, но Чадьяров, при помощи сообщников, бежит из заключения , захватив перепрятанные мешки с опиумом, переходит границу и является к эмигрировавшему родственнику.
Это первый фильм трилогии о глубоко законспирированном нелегале, разведчике Чадьярове, снятый психологически тонко и драматично.
Чего стоит, например, сцена, когда Касымхан, перед уходом за границу тайно приходит домой. Он не имеет права сказать любимой женщине, что его предательство всего лишь роль, причиняет боль и ей и себе, но не может и уйти не попрощавшись.
В изображении героев отсутствует какой бы то ни было максимализм - это люди разных убеждений, живущие в сложное время, хотя нравственной ответственности оно с них не снимает.
Выдающаяся картина казахского кинорежиссера Шакена Айманова по сценарию Андрея Михалкова-Кончаловского с великолепными ролями Асанали Ашимова (Касымхан Чадьяров), Бориса Новикова (отец Иона -контрразведчик), Владислава Стржельчика (атаман Дутов). И видеоряд, и музыкальное сопровождение вызывают только восхищение.
"Решающий шаг" 1965 г. Туркменфильм (2 серии)
Это какой-то туркменский "Тихий Дон". Такая же эпопея с погружением в колоритный национальный уклад. Лирические и драматические приключения пары влюбленных на фоне глобальных политических катастроф. Главный герой, Артык Бабалы, бедный юноша декханин, ошибаясь и исправляясь, ищет свое счастье и дорогу в жизни.
Только у него все же получается удачнее и быстрее, чем у казака Григория Мелехова.
Артык любит Айну, Айна любит Артыка, но у него нет денег на калым. Зато они есть у богатого Баллы, за которого Айна ни за какие деньги не хочет. Влюбленные бегут из аула, но неудачно. Над сценой, где Баллы тащит Айну за косы домой невозможно не переживать.
Соперник отступается от опозоренной невесты, но шишки на Артыка продолжают сыпаться и он с приятелем Аширом откликается на призыв Эзиз-хана, политического авантюриста, поднимающего национальное восстание против царской власти. Герой побывает и в царской тюрьме, и в басмачах, но перейдет на сторону большевиков и соединится с любимой.
В фильме показаны малоизвестные и интересные исторические события, происходившие на территории Средней Азии: Туркестанский бунт 1916 г. против русских властей, интервенция англичан в Туркмению, штурм Красной Армией Красноводска.
Картина красочная, игра артистов, особенно Жанны Смелянской (Айна), заставляет переживать за персонажей как за родных. Музыка Нуры Халмамедова тоже украшает фильм. Он снят по одноименному роману Берды Кербабаева. По-моему, экранизация превосходит книгу, во всяком случае, в ее русском переводе, о первоисточнике же не могу судить.
Мой обзор закончен, надеюсь поклонники военно-приключенческих фильмов найдут в нем что-нибудь для себя. Приятного просмотра!Если вам понравилась подборка, предлагаю ознакомиться с предыдущей: "Полыхает гражданская война от темна до темна": Мой Топ-5 редких и интересных советских фильмов о гражданской войне.