Может ли быть любопытен 19 век в отношении искусства? И если да, то на сколько этот век важен в истории искусств? Это были первые заданные мною вопросы на момент изучения и подготовки к экзаменам. И я не был разочарован, но обо всем по порядку.
Первые шаги
Зайдя в любой музей современного искусства, глаза разбегаются от обилия различных стилей и направлений: постимпрессионизм, импрессионизм, фовизм, абстракционизм, кубизм, экспрессионизм, академизм, реализм и многие другие.
Появление же импрессионизма не менее любопытно. Забавно, но, фактически, он является родоначальником большинства из них. Его идея зародилась во время изобретения фотоаппарата, который был способен за одно мгновение создать более точную копию, чем художник. Представьте себе смятение творцов того времени! Это попросту загнало их в угол, и они не могли себе позволить вытеснить себя новоявленными механизмами.
Решение было, как по мне, просто и лаконично. Художники начали разбирать свою роль в мире конкретнее, задумались,что они могли предложить миру взамен точности фотографий. По этим причинам в творчестве стало более важным изображение недолгого момента, подвижности и изменчивости мира, чувств от увиденного, движения и полета мысли, чем точные детали, хотя они ,конечно, тоже имели место быть в картине. Вот и основы концепции импрессионизма.
Если что и могло дать толчок в развитии искусства, то это конкуренция. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что фотоаппараты того времени не могли создать изображение совсем мгновенно, им требовалось некоторое время и определенные условия, но тем не менее, угроза художественному сообществу была.
Подробнее о концепции импрессионизма
И так, художникам пришлось изобретать велосипед заново. И если они не могли больше играть на реалистичности, то они решили сделать ставку на впечатление от картины. Как итог, импрессионисты начали стремится показать зрителю красоту "как мимолетное виденье". Теперь важно было не то, что было действительно, а скорее то, что эта действительность заставляет художника чувствовать. Конечно же, действительность все равно должна была соответствовать себе, но уже не была первостепенной. Ценилась естественность и живость, подвижность и изменчивость, мимолетное впечатление.
Как Вы уже поняли, импрессионизм зародился в эпоху резкого индивидуального развития. Множество художников Франции были "опьянены" техническим скачком, импрессионисты не теряли возможности изобразить вечно движущиеся города и их улочки, вокзалы, и, конечно, поезда. Железнодорожные поезда играли немалую роль в работе художников. Он был словно символ деятельности импрессионистов, которые каждое утро ехали на нём с чистыми холстами, а вечером - с готовыми работами. Пар, машины, железные дороги, шум города - все это неотделимо от импрессионистов.
Этот же бешеный темп жизни и технических новшеств помогает творчеству импрессионистов. Как Вы думаете, почему именно в 19 веке большое распространение получил плинер? Ответ прост: новый век подарил художникам удобные краски, этюдники, а вместе с тем и возможность писать пейзажи здесь и сейчас. К этим основополагающим стиля добавим и особую технику написания картин, а точнее мазковую. Множество этих мазков, поставленных один поверх другого, создавали будто трепетание и ощущение постоянной изменчивости изображённого. Что за подарок для импрессиониста!
Новый век много чем отличился, многое в себя вместил. Весь этот концентрат технической и промышленной революции, весь этот изменчивый и быстрый темп жизни не мог не вылится в искусство. Итог, как по мне, весьма хорош, в работах этого стиля я нахожу светлые эмоции людей, ищущих себя на своём поприще. И как такое не назвать искусством?