Я приклоняюсь перед тем святым человеком, который будет ставить звуки Грише. И чувствую, что встреча с ним всё ближе.
Но пока мы одни. А у Гриши не просто неправильное произношение, а некоторых звуков вообще нет.
Напомню, Гриша заговорил два года назад, в девять с половиной лет. Словом "заговорил" я называю внезапно появившуюся обращённую речь (до этого у него были и слова, и "дай" и одна просьба "помоги мне"), но именно весной 2019 года у него началось стремительное пополнение словарного запаса с непрерывным освоением грамматики. И не останавливается по сей день.
(Не спрашивайте, что стало причиной. Я не знаю. Хотя несколько теорий на канале высказала. )
Но, не взирая на появление речи, ещё до этого лета (2020) было не понятно, как вообще он говорит, и что у него со звуками, потому что он их хаотично путал. Не говоря уже о том, что он путал слоги и по сей день выбрасывает звуки из сдвоенных и строенных групп, не в силах их произнести.
Но добрый человек не прошёл мимо видео с Гришей на этом канале и посоветовал подключить жесты к звукам. И это решило 90% всех проблем с путаницей. Я писала об этом. И вообще это происходило буквально в прямом эфире))
На данный момент помощи в виде жеста требует только звук Б, но уже не так часто. Все остальные звуки плавно вписались в мозги. Не знаю, как. Но, что есть, то есть. Жесты помогли Грише научиться к месту говорить М, Н, Т.
А вот таких звуков, как К и Г у Гриши вообще не было. Ни в одном слове. Не получалось их ни к чему привязать. Гриша просто их не говорил.
Но тут и на нашей улице случился праздник, Гриша двинулся в сторону чтения. Настоящего, слогового, а не перевёрнутого с ног на голову. И вот двинулся он. И что? Как ему читать К и Г?
Произносит он их Т и Д. Получается ерунда какая-то. Мальчик так старается верно всё прочесть, и у него получается, а с К и Г - явная ошибка. И он это понимает.
Месяца два назад, до переезда, наткнулась я на набор пособий-методичек по вызову этих звуков. Но как-то было не до них.
Если кто не знает, эти звуки (К и Г) относятся к звукам раннего онтогенеза, по простому - они должны сами появляться в первую очередь. И крайне редко с ними вообще бывают проблемы. И чаще всего это характеризуется серьёзными речевыми нарушениями. Это прям цитата из методичек)) Но убедиться в этом можно, просто попытавшись поискать пособия по ним на автоматизацию. Найти сложно.
Но вот я нашла.
И прочла там, что, если проблема как у Гриши - К-Т и Г-Д, то исправляется она так. Берётся палец (чистый) или инструмент (у меня нет) и, когда ребёнок произносит Т, язык отводится дальше, пока не получится звук К. Тоже самое с Г. Ребёнок произносит Д, язык отводится, получается Г.
Когда я это прочла... так и представила, как Гриша мне палец откусывает. Но был ещё вариант, что ребёнок сам свой язык отводит своим пальцем. Ну это вообще из области фантастики, подумала я.
К слову, я, естественно, показывала раньше, как должен располагается язык. Но у Гриши не получалось отвести его так далеко, как надо.
Но надо было что-то делать. Не может он читать К как Т, это его путает.
И вот 4 дня назад в разговоре (не на занятии) я исправила его Т на К. Он попытался. Не получилось. Я показала на своём примере, пригласила его заглянуть к себе в рот, чтобы он увидел, где должен быть язык. А так как артикуляционная гимнастика с нами давно, то опыт правильно ставить язык (как у мамы) Гриша имеет и всегда старается "чашку" сделать глубже, а "гриб" ровнее. Итак, Гриша посмотрел мне в рот и сразу попытался отвести язык. Не получилось. Я показала на себе, как можно это сделать. Пальцем. Он попробовал.
И!!!!
Та-да-м!!!!
Мы в тот же миг услышали звук К.
Первый раз в жизни.
И после этого на уроках чтения я начала спрашивать, где живёт К? И Гриша в первые разы помогал себе пальцем. А потом перестал.
В жизни я его не исправляю часто, ибо придётся исправлять постоянно. Что чревато негативным отношением.
То же самое мы провернули с Г. Тут даже палец не понадобился. Я просто спросила, где живёт Г. И Гриша сразу отвёл язык, куда надо. Всё.
На видео видно, что Гриша думает над местом языка. И располагает его осознанно. И видно, как для него это сложно. И слышно, как утрированно он произносит эти звуки. А под финал вообще начал К с Б путать. Как я понимаю, это от сильного напряжения. Думает, ставит язык, а тут ещё и читать надо.
Но старается и для 4-ого дня вполне неплохо.
Такие дела.
Я понимаю, что, возможно, логопед, который по Грише плачет, будет в ужасе от очень многого, но на данный момент, я считаю, очень важно произносить эти звуки хоть как-то.
Теперь Гриша произносит.
Итак.
Вот так у Гриши появились звуки К и Г. Которых не было никогда.
И то, как просто удалось их вызвать, меня поразило. А я приготовилась остаться без пальцев.
А так же то, как старается Гриша говорить верно, очередной раз приблизило меня к мысли, что он готов работать с логопедом. Осталось дело за малым - найти того святого человека, готового работать с Гришей.
Ну и надеюсь кому-то пригодится наш опыт.
П.С. На видео - урок по чтению. Он не подразумевает отработку звуков К-Г, он предназначен для отработки переключения между слогами КА-КУ-КЫ-КО и ГА-ГУ-ГЫ-ГО. Но как можно отрабатывать это раздельно, переключение и произношение? Никак. Всё происходит одновременно.
Предупреждаю, всё очень плохо. Но, напоминаю, 4 дня назад этих звуков не было вообще.
Удачи вам, мои дорогие читатели!