Найти тему
Polienko: путешествуем вдвоём

Муса Джалиль тут жил, а Маяковский где-то рядом пил – рассказываю о нашем доме в Казани

Сад называется Лядской, но место для проживания отличное

Фото с сервиса Яндекс.карты
Фото с сервиса Яндекс.карты

В Казани туристам лучше селиться в Вахитовском районе, в 10-минутной отдалённости от улицы Баумана. Шаговая доступность метро Кремлёвская или площадь Тукая были единственным моим пожеланием при выборе места проживания в эти каникулы. Дополнительным критерием была близость к парку Чёрное озеро. Но поселились мы в итоге возле Лядского сада. Это оказалось даже лучше, чем я ожидал. Реально пешая доступность Баумана, Кремля и набережной. Да и сам сквер, в общем-то, достаточно симпатичный.

Квартиру выбирала Лида, поэтому и рассказывать будет она сама.

Привет! Тут, наверное, надо сразу пояснить: Кириллу, по большому счёту, всё равно, где жить (вообще, это не совсем так, ну ладно – КП). Он без проблем останавливается в хостелах, а вот для меня это пока экстрим, мне нужно уединение, желательно – с комфортом.

Совместная поездка – поиск компромиссов. Поэтому моя задача - выбрать нечто среднее на шкале между общим номером на десятерых и люксом в пятизвёздочном отеле.

В этом году мы, наконец-то, решили освоить сервис эйр би энд би – он же Аирбнб. Что останавливало раньше? Опасения, что в реальности жильё окажется не таким, как в объявлении, а хозяева будут непунктуальными и неприветливыми. Что ж, признаю, мы ошибались! За несколько поездок – никаких серьёзных нареканий. А аренда квартиры в Казани, вообще, стала вишенкой на торте!

Точный адрес и ссылки публиковать не будем, чтобы дзен вдруг не счёл это рекламой. Но персональный привет хозяину квартиру - Ильнуру - передаём от нас обоих!

Такого уровня сопровождения мы ещё не встречали. Постоянно на связи. Карты, полезные ссылки, рекомендации, советы - всё пришло в ватсап задолго до приезда. По всем дополнительным вопросам - исчерпывающие объяснения.

Не дёшево и не сердито: как мы выбираем жильё

Жильё мы искали поближе к центру, чтобы не тратить время на дорогу. При этом хотелось, чтобы оно было чуть в стороне от основных туристических мест (это, скорее, моё пожелание – устаю я от людей).

Вот здесь мы поселились.  До  Кремля, метро и набережной ходили пешком
Вот здесь мы поселились. До Кремля, метро и набережной ходили пешком

Для меня важна не только чистота, но и приятный интерьер. Есть ли пыль под кроватью, я никогда не проверяю (а некоторые в отзывах пишут! видимо, проверяют), а вот фото всегда рассматриваю. «Бабушкины» ковры выберу только в крайнем случае.

Типичную планировку квартиры-студии применили в доме 1940-х годов постройки
Типичную планировку квартиры-студии применили в доме 1940-х годов постройки

Поездка была короткой, готовить еду самостоятельно не планировали, поэтому на бытовую технику внимания особо не обращали (но наличие кофеварки я позже оценила!). Главное – чтобы была кровать, а не диван (да, я привереда!)

Не буду лукавить, цена тоже важна. В эту поездку хотелось уложиться в 3-3,5 тысячи рублей в сутки. Забегая вперёд, скажу, что получилось даже дешевле.

В итоге, отличное место нашли на улице Горького (с писателями и поэтами тут целая история!).

В принципе, в эту квартиру можно было приехать только с зубной щёткой – всё остальное здесь есть! Да, было немного прохладно, но обогреватель быстро решил проблему. Чай, кофе и коробка конфет – тёплый приём затмил всякое желание искать недостатки.

Отдельный мой восторг при заселении – ключ от квартиры оставлен в мини-сейфе возле двери! С хозяином встречаться не нужно. Впервые мы это оценили на Кипре, в одном из отелей Ларнаки. Такая же схема была в одной из поездок в Питер.

Никаких дополнительных созвонов, никаких встреч-ожиданий – приехал, когда тебе удобно, и без проблем попал в квартиру. Жаль, что не все хозяева используют это удобнейшее приспособление!

За однокомнатную студию со всеми удобствами в новогодние каникулы мы отдали около 8 тысяч рублей (за 4 ночи, с учётом сборов сервиса). По-моему, соотношение цены и качества просто отличное!

А при чём же здесь Джалиль и Маяковский?

В квартире мы нашли буклет, любезно составленный нашими хозяевами, с основными достопримечательностями и историей дома.

Оказалось, построили его в 1940 году. И до начала войны в нём жил известный татарский поэт Муса Джалиль. Сейчас в его квартире музей, и я очень жалею, что мы в него не попали (это ещё один повод вернуться в Казань и остановиться в этом же месте).

От особо опасного преступника до Героя Советского Союза

Судьба Мусы Джалиля достойна романа или киносценария (кстати, и книга, и фильм о нем есть).

В 1942-м, раненый, он попал в плен к фашистам. В концлагере ему предложили вступить в легион «Идель-Урал». Это подразделение формировали, в основном, из пленных татар. Будущих легионеров освобождали от тяжёлой работы, лучше кормили, им сохраняли жизнь.

Муса Джалиль вступил в «Идель-Урал» и стал активным участником подполья. Незадолго до общего восстания легиона его и других подпольщиков арестовали. Несколько месяцев их пытали, а потом казнили на гильотине.

На родине о судьбе Мусы Джалиля ничего не знали. Сначала он числился «пропавшим без вести», позже его стали подозревать в предательстве и даже включили в список особо опасных преступников.

В 1947-ом в советское консульство в Брюсселе пришел участник Сопротивления Андре Тиммерманс и принёс тетрадь со стихами Джалиля. Они сидели в одной камере в тюрьме Моабит. Перед казнью поэт передал ему тетрадку в надежде, что когда-нибудь эти стихи увидят свет.

Памятник Мусе Джалилю в центре Казани
Памятник Мусе Джалилю в центре Казани

«Моабитская тетрадь» - так назовут самый известный сборник татарского поэта. Его переведут на шестьдесят языков, автору вручат самую престижную в то время Ленинскую премию (посмертно) и присвоят звание Героя Советского Союза – тоже посмертно.

… А в тысяча девятьсот сорок первом он пишет либретто для двух опер и только готовится к отправке на фронт. Он успеет попасть на премьеру. И может быть, даже отметит успех постановки за столом в квартире в том самом доме, где мы встречаем новый две тысячи двадцать первый…

Не только левой

Ещё один привет из прошлого мы обнаружили не сразу. Как-то вечером на соседнем доме (ул. Горького, 13) увидели мемориальную табличку: в конце 20-х годов (конечно же века прошлого) здесь читал свои стихи Владимир Маяковский.

Маяковский бывал в Казани трижды. Последний раз – в 1928 году. Читал поэму «Хорошо!», в зале был аншлаг. Есть у него стихотворение и о Казани:

Стара,
коса
стоит
Казань.
Шумит
бурун:
«Шурум…
бурум…»

Был знаком Маяковский и с местными поэтами. Те сразили его – перевели на татарский, марийский и чувашский знаменитый «Левый марш».

Входит татарин:
«Я
на татарском
вам
прочитаю
«Левый марш».
Входит второй.
Косой в скуле.
И говорит,
в карманах порыскав:
«Я —
мариец.
Твой
«Левый»
дай
тебе
прочту по-марийски».
Эти вышли.
Шедших этих
в низкой
двери
встретил третий.
«Марш
ваш —
наш марш.
Я —
чуваш,
послушай,
уважь.
Марш
вашинский
так по-чувашски…»

…Мы возвращались из бара, нам было хорошо и хотелось верить, что и Маяковский шагал по этим улицам после концерта счастливый и навеселе, в обнимку с казанскими друзьями…

Найти однозначные подтверждения, что Муса Джалиль встречался с Маяковским, не удалось. Но упоминания о том, что татарский поэт был на его выступлениях, встречаются. И точно оба они бродили по нынешней улице Горького.

Если текст получился интересным, ставьте лайк.

Подписаться на канал и прочитать другие публикации можно здесь.

До встречи где-то не дома!