Найти тему
Записки бешеного графомана

Как старослужащие управляли молодыми матросами на флоте?

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Служил на КСФ на эсминце 1981-1984. В учебке был на ДКБФ Мамоново. В учебке уставщина, ещё её называли сапоговщина, не хочу обидеть доблестных солдат. В учебке пугали Северным флотом в плане жестокой годковщины, когда попал на КСФ понял, что пугали не зря, годковщина была даже среди офицеров, особенно на старых кораблях.

На самостоятельное обслуживание сдавали очень быстро, книжку боевой номер я помнил наизусть очень долго. Секрет такого экспресс-обучения кроется в годковщине - очень быстро понимаешь, что чем больше будешь знать, тем меньше получать. Попробуй не ответь годку что-нибудь по устройству корабля. Но это не самая плохая часть годковщины, самая плохая-это издевательства, которые тоже присутствовали, их я описывать не буду.

Градация на кораблях КСФ в то время была такая: до полутора лет ты карась, затем полторашник, в два года подгодок, в два с половиной годок, после приказа гражданский. Причину годковщины вижу в том, что офицерам так было проще служить. Если надо было что-то сделать, он вызывал старослужащего и давал ему задание, и дальше он знал, что всё будет сделано, а будут ли молодые матросы ночью спать или работать, его уже не особо волновало, тем более, что все командиры отделений были старослужащие. Это моё личное мнение - мнение человека, прошедшего это на собственной шкуре.

Конечно, очень многое зависит от места службы и окружающих тебя людей, но у меня был такой опыт, у других может быть по-другому. Считаю годковщину в её жестоких проявлениях позором флота в то время.

P. S. С нашего корабля во время моей службы было осуждено несколько человек, двое из нашего кубрика. Справедливости ради, стоит сказать, что когда я отслужил два года, это явление стало уменьшаться. Причиной этому послужили два приказа по флоту по искоренению этого явления - 0100 и 025. Стало больше контроля, на корабль даже приходил флагманский особист, капитан первого ранга и проводил карасям телесный осмотр на предмет побоев. Стали устраивать т. н. карасятники для молодых матросов, это отдельные кубрики, где они жили и множество других мероприятий.

**

Я служил в стройбате (Байконур, площадки для "Бурана"). Был у нас парень из Новосибирска. Закончил высшее, химик. Почему в стройбат? Свои знания по химии применил высококлассно. В ночную смену на рабочей площадке нашел бочки с какой-то химией для какой-то изоляции, какие-то реагенты. Я не разбираюсь. Сливал, перемешивал, отстаивал. К утру была почти бочка алкогольного напитка с приятным запахом. Рота строителей была в 0. Обидно, что "мозги" пропадали так глупо для страны. Это не байка. Я сам был в этом "0".

**

В караул и в наряд по столовой у нас ходила рота обеспечения. Наша рота была на постоянном боевом дежурстве, круглосуточно работали РЛС (8 часов на РЛС, 8 часов учёба, обслуживание техники, 8 часов отдых). И так по скользящему графику, как на обыкновенной работе. В учебке ходил в наряд на кухню и полы мыл, не считаю это зазорным.

**

На Камчатку и Новую Землю можно было попасть только по большому блату или по случаю. На Н. Земле ещё снабжение московское было. А Приморье всего 15% надбавка за удалённость, замена чисто теоретически, глушь. Единственная отдушина на юге Приморья - это природа, рыбалка, охота.

Читайте также: Почему РВВДКУ никогда не был блатным военным училищем?

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.