Марина Мнишек прожила в Коломне фактически два года – но именно ее считают одним из символов города, а Маринкину башню никто уже и не зовет Коломенской.
До сих пор ходят разговоры, что видят в городе Марину, но вот поговорить с ней пока никому не удавалось.
Появляется она в самых знаковых местах Коломны – многие имеют к ней прямое отношение, а некоторые – просто любимы коломенцами и гостями города.
Видят ее, конечно, только в старом городе, потому что там она и жила.
Вход в Кремль – «официальный» - либо через Пятницкие ворота, либо через пост городового. Удивительно, но эту полосатую будку по праву можно назвать «обителью нечистой силы», потому что, как утверждал писатель Н. Д. Телешов, — «наименование этих полицейских «городовых» москвичи и жители окрестных городов шутливо относили к нечистой силе, считая, что в лесу есть леший, в воде — водяной, в доме — домовой, а в городе — городовой». Так что ничего оскорбительного в этом названии нет.
Центральная улица Коломны – и музей под открытым небом, и жилая часть города одновременно. Наверное, только в этом небольшом и очень уютном областном центре, похожем в любое время года на яркое пасхальное яичко, можно жить в Кремле. И это создает удивительно ощущение путешествия в истории и даже не надо восклицать «Остановись, мгновение!».
Тут самое время вспомнить, что на Руси Кремль называли крепостью, за стенами которой жили и князь, и бояре, и простые горожане.
Коломенский кремль – старый, потому что первое упоминание города встречается в 1177 году в Лаврентьевской летописи.
Знаменитый историк Н.М. Карамзин писал: «Вообще, имя Коломны встречается в истории по двум случаям: или татары жгут ее, или в ней собирается русское войско идти против татар — что бывало всегда на большой равнине». И это чистая правда – город несколько раз отстраивался.
В 1525 году в Коломне строят каменные стены Кремля, которые сохранились до наших дней – хоть и в разрушенном виде.
Коломенская крепость непростая – итальянская, строили ее мастера-итальянцы целых шесть лет. Причем во главе их стоял сам Алевиз Новый – тот самый, который строил и Кремль Московский. Был еще и Алевиз Старый – но тот строил только фортификацию Москве. Имена у итальянцев в России были говорящие, и в 1528 году Алевиза Нового на посту «главного архитектора» сменил Петрок Малый.
Коломенский кремль получилась у итальянцев и русских мастеров знатный - построенный по последнему слову западноевропейской военной науки и красоты необыкновенной. Занимал он 24 гектара, обнесен был двухкилометровой стеной высотой 20 метров и более, а толщиной – около трех метров.
В 1531 году все было готово, и с тех пор крепость в Коломне на долгие годы стала стратегическим «пунктом» русских царей. Именно отсюда в 1552 году выступил на Казань Иван Грозный со своим войском. И прихватил с собой таран – передвижную осадную башню на колесах. Так или нет - доподлинно неизвестно, но коломенцы свято верят, что такое военное оружие существовало и было сделано именно их мастерами.
В Кремле было то ли 16, то 17 башен – история об этом умалчивает, потому что до наших дней сохранилось всего семь, включая проездные Пятницкие ворота. Причем башни разрушились уже в середине XIX века, и кое-где были лишь руинированные стены.
Сегодня мы можем видеть Пятницкие ворота, четырехгранную Погорелую (Алексеевскую) башня, Спасскую, Симеоновскую, Ямскую (Троицкую), шестигранная Грановитую башня и круглую Коломенскую.
Последнюю называют Маринкиной, она самая высокая, очень красивая и именно там была заточена Мнишек.
Коломенцы зовут царицу не иначе как Маринкой, и у них есть на то основания.
Целый год жила она в города - с июля 1611 по июль 1612 года после убийства второго мужа – второго ЛжеДмитрия – вместе с сыном. Причем, находясь в ссылке, а была тогда Смутное время на Руси, жила она в Коломне не пленницей, а как государыня. Полька по происхождению, Марина претендовала после смерти первого мужа на русский престол от имени своего малолетнего сына. И ждала помощи от Польши, которая в то время готовилась к открытой интервенции.
Коварна была Марина и умна. Именно она приказала снять ворота во въездной Пятницкой башне и сдать город атаману Заруцкому
Интересно, что приказала она снять не только ворота, но и герсу – опускающуюся решетку.
Каменная крепость была не единожды взята и разграблена. После того, как была разгромлена Коломна Иваном Заруцким, Мнишек приказала собрать все богатства и сокровища и спрятать их за городом, закопав в огромной яме. Яму с царскими сокровищами велела она накрыть все теми же снятыми воротами Пятницкой проездной башни Кремля. По легенде, на место, в котором был клад, Мнишек наложила заклятие, чтобы никто, кроме нее, не нашел спрятанные сокровища.
Марина, как считают коломенцы, да и не только они, была знатной колдуньей – могла она глаза отводить и заклятия накладывать. Воспитывал ее польский монах, которому многие тайны были ведомы. Да, и такое бывает. Правда, только в сказаниях да летописях.
Существует ещё одна легенда, что сокровища спрятаны именно в Маринкиной башне, а сама царица после смерти обратилась в ворону или сороку и охраняет заколдованный клад.
Марина вернулась в Коломну, и вновь не по свое воле.
Менее чем через два года Заруцкий, с которым царица отправилась в поход, был схвачен в Астрахани и казнён. Вместе с ним был казнён пятилетний сын Мнишек. Сама же Маринка была отправлена в Коломну и заточена в башне кремля, которая стала после этого называться Маринкиной.
Высота Маринкиной башни 31 метр, диаметр — около 13 метров, она имеет 8 этажей, верхняя часть башни напоминает зубчатую корону из-за декоративных машикулей (навесных бойниц). В башне 27 окон — бойниц, благодаря чему здесь можно было держать круговую оборону. Толщина стен башни уменьшается от 4,55 м внизу до 3 м вверху.
Коломенцы считали Маринку виновницей разорения своего города, воплощением зла и люто ненавидели. О том, что Коломна была одним из первых городов, присягнувших на верность мужу маринкиному, Самозванцу, и о том, что они охотно приняли Мнишек как царицу у себя, и о том, что превосходно укреплённая Коломна преградила путь к столице войску Пожарского, коломенцы предпочитали не вспоминать.
Меньше года (1613-1614) просидела Маринка в башне, а потом исчезла. В Польшу из Москвы было послано известие, о том, что она умерла «с тоски по своей воле» Но учитывая отношение к Маринке в Коломне, имея в виду, что её трупа никто не видел, а могилы никогда не существовало, можно, скорее, поверить в те версии, в которых утверждается, что её или утопили, или замуровали в стене башни.
Исчезновение Маринки породило множество легенд, среди которых есть совершенно фантастические.
Коломенцы верили в то, что Марина Мнишек, будучи чернокнижницей и ведьмой, по ночам превращалась в чёрную птицу и вылетала из башни через окно-бойницу. «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка-безбожница сорокой обернулася, и из палат вон она вылетела» В этой версии таинственного исчезновения Маринки однажды ночью коломенский епископ освятил помещение башни, в которой была заключена пленница, и она не смогла туда вернуться. Согласно поверью, душа Марины Мнишек в облике вороны до сих пор время от времени летает над коломенским кремлём.
До сих пор смотрители коломенского Кремля уверены, что дух Марины не покинул эти стены. Ощущение того, что кто-то пристально смотрит тебе в затылок и сопровождает в прогулке по башням, здесь испытывает на себе почти каждый.
Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни…
Но хватит легенд о Маринке. Вернемся к живописному гордку.
В Кремле сохранились многие памятники архитектуры, которые датируются XIV - XIX веками.
Среди них — два монастыря: Брусенский и Свято-Троицкий Ново-Галутвинский, архиерейские палаты и Успенский кафедральный собор, в котором, по предположениям историкам, в 1392 году писал сам Феофан Грек.
Брусенский ж монастырь получил свое название от слова «брусенный», т.е. деревянный брус. Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) – были из деревянного бруса, как тогда говорили, «брусенные».
Но не только старинными зданиями славна Коломна. Есть тут удивительно вкусные калачи, которые можно не только пкуить, но и построить на их выпечку «от и до» в калачной, и настоящая пастила – по старинным русским рецептам.
Есть и Урфин Джус в сторожевой будке Изумрудного горда, и Водовоз с кружкой, в которую надо опустить на счастье монетку и парящие над городом ангелы.
Но об этом – в следующий раз…
(с) Наталия Будур.
Фотографии - мои)))
Статья опубликована в "ДРГ", 1 номер за этот год
На нескольких фотографиях - юный журналист Ангелина Бржевская, ее канал на Дзене вот здесь: https://zen.yandex.ru/id/5faa7eb8bc64781810ceffaa?lang=ru&clid=300