Стиль модерн, родившийся на рубеже XIX и XX веков, в разных странах назывался по-разному. Во Франции — "Aр-нуво" (Art nouveau — «Новое искусство»), в Англии — "Modern style", в Германии — "Югендштиль" (Jugendstil — «Молодой стиль»). В Америке модерн называли Tiffany's Style - «Стиль Тиффани», по имени американского дизайнера Л.К. Тиффани.
Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany), сын основателя ювелирной империи Tiffany & Co, Чарльза Льюиса Тиффани, встал у руля семейного бизнеса в 1902 году после смерти своего отца. К тому времени он уже был знаменит. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, лампы, бижутерия. Его собственный дизайнерский стиль очень отличался от продукции, которую до этого выпускала фирма Tiffany & Co. Выросший в роскоши и окружённый красивыми вещами, совершивший много путешествий, он впитал и отразил в своих творениях яркую красоту и роскошь искусства Востока. Спрос же на ювелирную продукцию компании Tiffany & Co был проверен временем. Поэтому для воплощения свих новаторских идей Луис Комфорт создал в составе компании новое подразделение - отдел художественных ювелирных изделий. Уже в 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США) компания получает гран-при за ювелирные изделия от Луиса Комфорта Тиффани.
На этой выставке было представлено 27 ювелирных изделий, многие из которых были выполнены в стиле ручной работы или декоративно-прикладного искусства. Эмалированная кружевная брошь «Королева Анна», колье с виноградной гроздью, золотой и опаловый кулон в виде головы Медузы, серебряное ожерелье-воротник в этрусском стиле и даже бронзовое ожерелье с бахромой из стеклянных шариков — эти новаторские украшения получили международное признание. Отдел художественных ювелирных изделий, который создал Луис Комфорт для подготовки к выставке, курировала Джулия Мансон, которая затем сотрудничала с Тиффани в течение 12 лет. Вместе они создавали украшения с такими же яркими элементами, которые были отличительной чертой его стеклянной посуды. Обзор всемирной выставки в Сент-Луисе обратил внимание на украшения Луиса Тиффани и то, как он использовал «более необычные драгоценные камни, выбирая их всегда исключительно с целью достижения желаемого художественного результата и оставляя в стороне все вопросы об их рыночной стоимости».
Авторству Луиса Комфорта Тиффани принадлежит несколько сотен художественных украшений. Ожерелье «Павлин» — одна из самых важных работ дизайнера. Оно было разработано для дебюта его линии художественных украшений на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, но представлено на суд публики только в 1906 году в Париже в Салоне Общества французских художников - Société des Artistes Français. На лицевой стороне ожерелья — мозаика из опалов и эмалей в виде павлина, окруженная аметистами и сапфирами. Тыльная сторона ожерелья покрыта эмалью с рисунком из розовых фламинго.
Луис Комфорт, верный своим художественным предпочтениям, в дизайне ювелирных украшений в первую очередь думал о том, как драгоценный камень, учитывая его цвет и способность рассеивать и преобразовывать свет, может передать дизайн и чувство красоты, которых он пытался достичь. Фирма Тиффани долгие годы сотрудничала с ведущим геммологом Америки -Джорджем Фредериком Кунцем. Луис Комфорт и Кунц разделяли увлечение необычными и нетрадиционными камнями. Турмалины из штата Мэн и сапфиры из шахты Його-Галч в Монтане обладали цветом и блеском, которые искал Луис Комфорт. Плотный лазурит и бирюза, лунные камни с адуляресценцией и опалами в сочетании с разноцветной эмалью можно рассматривать как продолжение его новаторских работ в стекле и окнах. Учитывалась и символика камней: черные опалы, изображавшие перья павлинов, в дальневосточных культурах были знаком бессмертия.
Джулия Мансон (Шерман) оставалась ключевым дизайнером отдела художественных ювелирных изделий до 1914 года. Когда Джулия покинула фирму, Луис Комфорт нанял Маргрету «Мету» Кэтрин Овербек в качестве ее замены. Мета Овербек предпочитала ограненные драгоценные камни. Ее украшения отличались от украшений ее предшественницы, и хотя общая эстетика изменилась, Луис Комфорт, одобрил ее дизайн. Овербек оставалась в фирме до тех пор, пока отдел художественных украшений не закрылся спустя шесть месяцев после смерти Луиса в 1933 году, официально завершив эру ювелирного дизайна Тиффани.
Друзья, если вам интересно, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
По истории компании Tiffany & Co и истории творчества Луиса Комфорта Тиффани вы можете посмотреть статьи:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!