Найти тему
Parnas on-line gallery

Русский дух Филиппа Малявина.

Оглавление
В санях (1933)
В санях (1933)

Художник Филипп Андреевич Малявин работал на стыке модерна и экспрессионизма. Несмотря на новаторский подход к искусству, темы его произведений невероятно близки русскому человеку.

Выходец из уральских государственных крестьян, Филипп начал интересоваться рисованием очень рано. И как это часто было у подобной категории художников, начинал он с религиозной живописи – копировал иконы. Затем портретировал односельчан.

Крестьянская девочка
Крестьянская девочка

Талант и удача явно сопутствовали Малявину. Сначала его, для изучения религиозной живописи, вывез в Грецию афонский монах, затем скульптор В. А. Беклемишев, убежденный в крайней одаренности начинающего мастера, убедил Малявина отправиться учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Это был настоящий билет в жизнь.

Бабы (1905)
Бабы (1905)

Однако его классические портреты ценились в академических кругах куда сильнее того, чем художник по-настоящему хотел заниматься. Истинные шедевры с русской душой и огненно-красной колористикой часто отвергались в России, но вызывали настоящий ажиотаж на Западе.

Две русские красавицы
Две русские красавицы

Например, выпускная работа Малявина «Смех» оказалась недостаточным поводом для присвоения ему звания Художника. Чуть позже, в 1901 году, это произведение было показано на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции, а затем куплено итальянским правительством для Международной галереи современного искусства.

«Вихрь»
«Вихрь»

Экспрессия, врубелевский художественный сумбур, пылающий колорит и невероятная динамика также присутствует в работе «Вихрь». В этом названии вся суть неудержимой к веселью славянской души, силы, против которой нечего поставить, умения сопротивляться любым обстоятельствам, сохраняя стойкость духа.

Зимний пейзаж с санями
Зимний пейзаж с санями

У Малявина есть небольшая серия картин с санями: в центре сюжета всегда лошадь, запряжённая сани, везущая крестьянскую пару. Поздняя зима в сюжете и яркие узоры женских платков отсылаю к народным, масленичным мотивам, наполненным атмосферой раздолья и праздничности.

Встреча двух саней
Встреча двух саней

В портретном искусстве Малявин был столь разнообразен, что его картины разных периодов словно принадлежат двум разным авторам. Например, творческую интеллигенцию в 19 веке он пишет сдержанно, в спокойных тонах и классическим языком.

«За книгой» Алекс. Малявина (1895)
«За книгой» Алекс. Малявина (1895)

В крестьянских портретах и работах ХХ века много экспрессии, хаотичных на первый взгляд мазков и утрированный фон. Цвета всегда смелые, чистые, даже дерзкие. Правда, есть и нечто промежуточное как, например, портрет русской меценатки Мары Олив.

Мара Олив (1922)
Мара Олив (1922)

Широкая улыбка героини и форма и пылающий фон отличают ее среди портретов. Но к 20м годам ХХ века все портреты кисти Малявина становятся такими – потерявшими строгость, с ритмичным перебором красок и мазков.

Общественность не всегда была благосклонна к Малявину, как художник, он часто страдал от непонимания. Но его работы являются неотъемлемой частью русского искусства Серебряного века!